1clean-house.ru

Строительный журнал
18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архитектура дома камня кирпича

Кирпич в архитектуре шале: современное видение традиционного стиля

Эко-стиль — одно из самых популярных направлений в современной архитектуре и дизайне интерьеров. Натуральные экологичные материалы, естественные природные формы, спокойные цвета — все это помогает человеку приблизится к природе, находясь у себя дома. И хотя этот стиль появился сравнительно недавно, в архитектуре есть направления со схожими принципами и многовековыми традициями — например дома-шале. Каковы же отличительные черты стиля «шале», и почему современные материалы активно и органично используются при строительстве этих домов, сохраняющих традиции сельской архитектуры средневековой Европы?

СТИЛЬ ШАЛЕ

Впервые дома-шале начали строить пастухи, живущие в Средние века в самой горной провинции Франции — Савойе. В то время эти постройки считались временным, сезонным укрытием, основными чертами которого были надежность и функциональность. При возведении таких «пастушьих хижин» в ход шли самые доступные средства, находящиеся под рукой: камень и древесина, обычно это был брус лиственницы или сосны. За счет комбинации данных материалов дом выглядел очень основательно и органично «сливался» с холмистым ландшафтом. Грубый природный камень, который использовался при строительстве фундамента и цокольного этажа, как бы символизировал сами горы, а деревянная надстройка — лес, растущий на сколах холмов. И хотя деревянная часть здания со временем темнела от непогоды, это совершенно не портило внешний вид, а наоборот только добавляло дому-шале обаяния. Комбинация камня и дерева оказалась настолько удачной, что с течением времени эти простые, казалось бы, домики, изначально строившиеся простыми крестьянами, стали эталоном моды и символизируют достаток.

Французы еще в XVIII столетии оценили романтику этих горных хижин и начали украшать свои знаменитые парки с помощью садовых павильонов, напоминающих сельский стиль шале. А с развитием туризма в Альпах, шале и вовсе стал самым популярным стилем горных домов отдыха для любителей горных прогулок и лыжных склонов.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Суровый климат горной местности и условия жизни в этих районах существенно повлияли как на архитектуру шале, так и на выбор материалов. Классический дом-шале двухэтажный, с покатой двускатной крышей, выступающей за стены здания. (фото 2, 3) Крыша опирается на колонны и образует террасы, которые, как и обычные балконы, увеличивали жилую площадь.

Назначение цокольного этажа обычно было хозяйственным — здесь в основном располагалось хранилище припасов. Полы делались из камня или дерева. Второй жилой этаж всегда был деревянным, за счет чего жилые комнаты лучше прогревались, были более уютными и комфортными.

Венчал эту комбинированную постройку из камня и дерева скошенный потолок и кровля, выполненные из гонта или дранки. Камень и брус прекрасно защищали обитателей дома от непогоды, плюс ко всему для таких домов обязательным был камин, обычно расположенный в самой просторной комнате.

Не чужды стилю и своеобразные элементы декора, потому что со временем стремление людей к красоте повлияло и на архитектуру шале. Балконы и другие деревянные части здания стали украшаться резными узорами, а стены стали покрываться штукатуркой, здесь все чаще стала появляться побелка и роспись. А венки из веток сосны или из горной лаванды над входной дверью уже считаются традиционным украшением.

В наши дни архитектуру шале отличают следующие черты: ориентация фасада на восточную сторону; цоколь высокий и сделан из камня или облицован камнем; мансардный этаж из бруса декорирован балками или пилястрами, а иногда покрыт штукатуркой; скаты пологой крыши выступают за стены здания; обилие террас; крыша нависает минимум над одним из балконов.

КИРПИЧ В СОВРЕМЕННЫХ ДОМАХ-ШАЛЕ

В наши дни дома в стиле «шале» сохраняют все конструктивные особенности своих предшественников, а вот материалы зачастую используются другие, более современные и технологичные. В связи с тем, что природный камень довольно дорогой материал, при строительстве цокольного этажа его все чаще заменяют кирпичом, тем более, что современный кирпич по своей структуре и качествам идеально подходит для подобного типа комбинированных построек.

Не секрет, что дерево быстро разрушается при воздействии огня или высокой влажности, его структуру могут повредить грызуны или насекомые, но вместе с тем это самый экологичный материал, и жить в помещениях из дерева всегда уютно и комфортно. Нивелировать эти минусы и подчеркнуть достоинства дерева помогает кирпич.

Когда цокольный этаж сделан из кирпича, это делает постройку более прочной и защищенной от внешних воздействий, в том числе более пожаростойкой. В этом случае на данном этаже можно спокойно размещать котельную, кухню и каминную группу — те части элементы дома, где наиболее высок риск возгорания.

Кроме того, и кирпич, и дерево хорошо сохраняют тепло внутри стен зимой, а их сочетание в разы уменьшает расходы на отопление. Сохранению комфортного микроклимата при таком сочетании материалов способствует и то, что в данном случае нет необходимости в системе принудительной вентиляции — вполне достаточно лишь вытяжной вентиляции.

Еще одним важным преимуществом использования кирпича именно в домах-шале является, как ни странно, форма крыши, присущая этому стилю. Все дело в том, что для сохранения прочности кирпичной кладки необходимо ограничить попадание на нее воды, для чего рекомендуется делать крыши в увеличенными свесами. А в домах-шале крыша как раз значительно выступает за пределы здания и тем самым предохраняет стены от чрезмерного насыщения влагой.

Для эстетов такая комбинация материалов также очень привлекательна, ведь она придает зданию оригинальный современный вид и открывает широкие возможности для дизайнеров. Кирпич прекрасно сочетается с самыми разнообразными отделочными материалами, а также очень органичен рядом с большими массивами стекла и будет хорошо дополнять большие панорамные окна.

Конечно, в полной мере все преимущества сочетания кирпича и дерева в комбинированных домах-шале раскрываются только при использовании качественных материалов.

Основные показатели, влияющие на долговечность кирпича: морозостойкость, тепловая инертность и величина водопоглощения. Чем качественнее сырье, оборудование, на котором производится материал, чем профессиональнее персонал изготовляющий кирпич, тем эти показатели оптимальнее.

Важно отметить, что стены современных домов, как правило, состоят из двух частей: несущей основы и внешней облицовки. Дома-шале не исключение. Однако из-за различия параметров облицовочных материалов и материалов капитальных стен возникает масса проблем. Например, для того, чтобы внутри помещения сохранялся комфортный микроклимат, приходится прокладывать слой утеплителя между внутренней стеной и облицовкой. Но такие утеплители не только легко воспламеняются и повышают риск пожара, но и часто содержат вредные для здоровья человека вещества. Использование облицовочного кирпича вместе с крупноформатным поризованным блоком позволяет избежать этих трудностей, так как в данном случае утеплитель практически не нужен. В чем же секрет?

«По сути крупноформатные поризованные блоки и облицовочный кирпич — это почти идентичные по структуре керамические материалы. Конечно, все зависит от качества их производства. Например, в домах, построенных из материалов Браер, не нужно никаких прослоек утеплителя между внешней стеной из облицовочного кирпича и внутренней из поризованных блоков, так как паропроницаемость у них практически одинаковая. Никакие прокладочные материалы, паропроницаемые и ветрозащитные пленки между ними тоже не нужны. Необходим лишь определенный технический зазор, чтобы сравнять все неровности стены. Свойства такой стены практически одинаковы на любом ее участке внутри или снаружи дома», — рассказал технический специалист BRAER Илья Ефремов.

О каких свойствах идет речь? Важно, что поризованные керамические блоки обладают повышенными сопротивлением теплопередаче, благодаря чему зимой дома со стенами из этого материала медленно остывают, а летом — медленно нагреваются. Это способствует сохранению благоприятного микроклимата в доме даже при очень высоких температурах летом и внезапном отключении отопления зимой. В свою очередь облицовочный кирпич, имея практически такую же теплопроводность, позволяет сделать фасад эстетичным и оригинальным.

Объединяя все преимущества дерева и современного керамического кирпича и и крупноформатных блоков, дома-шале, построенные из этих материалов, наиболее экономичны, практичны и экологичены. Благодаря сочетанию двух природных материалов, такой дом становиться идеальным местом для тех, кто предпочитает эко-стилистику.

Кирпичный стиль

Кирпи́чный стиль — условное название «одного из течений рациональной архитектуры конца XIX века» [1] . Это название дано по внешним признакам: использование натурального цвета и фактуры кирпича без последующей штукатурки или облицовки, поэтому в строгом смысле не согласуется с научным определением художественного стиля, а ближе к понятию «технический приём». Однако «кирпичный стиль» имеет длительную историю.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Кирпичный стиль в России
    • 2.1 СССР
    • 2.2 Современность
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

История [ править | править код ]

Использование эстетических качеств кирпича (нем. Backsteinbau ) известно с глубокой древности: в архитектуре древней Месопотамии и Египта, Византии, в частности в постройках Равенны на территории Италии, Ломбардии, в так называемой «кирпичной готике» [2] .

В период историзма XIX века фасады зданий из кирпича оставляли в качестве выразительного средства в неовизантийском и неороманском стиле. Считается, что началом «кирпичного стиля» в архитектуре Нового времени является выдающаяся постройка голландского архитектора Х. П. Берлаге — здание Биржи в Амстердаме (1897—1903). На самом деле Берлаге лишь продолжал средневековые традиции северной архитектуры и создал своеобразный вариант архитектуры «национального романтизма» [3] .

К. Ф. Шинкель использовал приём «открытого кирпича» вместе с терракотовыми рельефными декоративными деталями в своём шедевре — здании Берлинской строительной академии (1831—1836). На основе металлических конструкций Шинкель построил в новом тогда стиле «неоренессанса» здание «кирпичного стиля» (разрушено в 1945 году, восстановлено в 2000-х годах).

Кирпичный стиль в России [ править | править код ]

Постройки с неоштукатуренными фасадами встречались в России в конце XVIII века — это были в основном производственные и складские сооружения, казармы, парковые павильоны.

В России термин «кирпичный стиль» использовали, в частности, для описания эклектичных построек Виктора Александровича Шрётера. Со временем, отсутствие «отделки стукко» (гипсовой лепннины) вошло в моду и «в кирпиче» стали строить здания, которые ныне относят к рациональному модерну, неоклассицизму, псевдорусскому стилю.

В большинстве публикаций под «кирпичным стилем» понимается рационалистическое течение в архитектуре историзма 1830—1880-х годов. Обоснование этому термину в границах рациональной архитектуры дал преподаватель Санкт-Петербургского строительного училища А. К. Красовский. В 1851 году в своей книге «Гражданская архитектура. Части зданий» он писал о рационалистическом направлении в архитектуре, как о взаимосвязи между обликом здания и его функцией [4] .

Читать еще:  Пристроить веранду дому кирпича

При отказе от штукатурки декоративное значение приобретала сама кирпичная кладка: фасады выкладывали из полихромного кирпича, глазурованной керамической плитки, изразцов, терракотовых вставок, нередко использовался природный камень. Такие постройки были относительно недороги и более «неприхотливы» в условия российского климата, поэтому быстро приобрели популярность в провинции. Таким образом, кирпичный стиль представляет собой рационализацию историзма для массового и утилитарного строительства.

Неоштукатуренные здания проектировали такие архитекторы, как Гаральд Боссе, Виктор Шрётер, Иероним и Максимилиан Китнеры, П. П. Наранович, В. В. Хабаров, В. О. Шервуд, Р. Г. Шмелинг, Карл Шмидт, А. Ф. Снурилов. Первыми значительными сооружениями этого стиля в Петербурге стали — жилой дом и фабрика А. И. Ниссена, доходный дом В. Ф. Штрауса (1873—1874 года), дом А. И. Резанова (1870-е года) и др [5] .

СССР [ править | править код ]

Фасады из красного кирпича без штукатурки строились в массовой архитектуре жилых домов в 1920-е — 1930-е годы в стиле упрощённого конструктивизма и в архитектуре «рядовых» сталинских домов, в первую очередь довоенных. После выхода постановления о борьбе с «архитектурными излишествами» в 1955 году к «излишествам» была отнесена и штукатурка, а многие строившиеся сталинские дома лишились её, получив народное название «ободранные сталинки». С этого момента и до развала Советского Союза все кирпичные жилые дома (хрущёвки, брежневки и т. д.) и большинство других зданий строились без штукатурки, представляя собой типовые функциональные «коробки» из наиболее массового белого силикатного кирпича. В ряде случаев для украшения фасадов с белым кирпичом сочетали цветной, в первую очередь красный, выкладывая из него отдельные части фасада или настенные узоры.

Современность [ править | править код ]

Подобная практика применяется и сейчас при кирпичном и монолитно-кирпичном строительстве массового жилья. К кирпичному стилю вышеперечисленные здания обычно не относят.

Строительство панельных домов

В XX веке остро встал вопрос о строительстве жилья для населения — строить необходимо было быстро и много, а для возведения кирпичных домов требовалось огромное количество ресурсов. Тогда советскими архитекторами и инженерами был разработан проект крупноблочного дома, который затем несколько раз был модернизирован, и вскоре начал применяться по всей стране. TATLIN приводит статью из книги «Жилища разных эпох», в которой можно узнать как появились и строились первые панельные дома — символы советской эпохи.

В течение многих веков материал для строительства жилья не отличался разнообразием. Еще совсем недавно городские и сельские жители одно-двухэтажных домов в ответ на вопрос: «В каком доме вы живете?» — могли лишь сказать: «В деревянном, каменном или кирпичном». А жителю многоэтажного дома такой вопрос задавать не следовало, так как ответ мог быть только один — в кирпичном. Этот «тройственный союз» — дерева, камня и кирпича был разрушен появлением новых изделий бетона.

«Коза» — кому сейчас знакомо это слово? Нет, неживотное, всем известное с малолетства, а простое, нехитрое приспособление подносчика кирпича, много веков бытовавшее на стройках. Небольшая дощечка — горизонтальное основание, под прямым углом прикрепленное к вертикальной доске длиной примерно 1 м с ручками «рогами» на уровне плеч.

«Козоносы» — подносчики кирпича нагружали по 25—30 кирпичей и, сгибаясь под тяжестью ноши, весящей более 100 кг (один кирпич — 3.5–4 кг), поднимались по лестнице-времянке на нужный этаж. Давно уже не носят на «козах» кирпич. Их заменил подъемный кран, а каменщики продолжали возводить дома, как и раньше, по кирпичику: каждый подержи в руке, приладь на нужное место.

А сколько же нужно кирпичиков для возведения, например, 70—80-квартирного пятиэтажного жилого дома? Только на наружные стены требуется примерно 500 000, т. е. около полумиллиона штук кирпича. Но в доме кроме наружных имеются еще и внутренние стены. А чтобы их выложить, требуется примерно столько же кирпичей. Вот и получается около миллиона штук на один пятиэтажный дом. А если не пять, а 10—15 этажей, и таких домов строят немало в городах нашей страны. Сколько же времени понадобится для их возведения? Можно ли строить только так, по кирпичику, и дальше? Этот вопрос возникал у многих, и все отвечали на него отрицательно.

Для ускорения сроков строительства специалисты стали думать о замене кирпича более крупным изделием, изготовленным на заводе. Начали с небольших, укладываемых по высоте этажа в четыре — шесть рядов вытянутых бетонных блоков. Их требовалось четыре-шесть на этаж. Такие блоки просты в изготовлении и их можно поднять на наружную высоту. Из них в конце 20-х — начале 30-х годов в нескольких городах, в том числе и Москве, построили первые блочные дома.

Крупноблочный дом на Большой Полянке в Москве

А нельзя ля сделать блоки больших размеров и этим еще сократить время, необходимое для возведения здания?

В Москве на Ленинградском проспекте за короткий срок вырос семиэтажный дом, непохожий на ранее строившиеся. Необычно в нем было и расположение блоков, и их размеры — всего два на высоту этажа. Один из них вертикальный, высотой более 2.5 м, доходящий до верха окон. Этот блок-простенок, устанавливаемый между двух окон, так и назвали простеночным. Другой — вытянутый перемычечный, опирающийся на простеночные.

Разработали проект этого дома и следили за его осуществлением известный советский архитектор, талантливый и разносторонне образованный человек, ученый и изобретатель А. К. Буров и архитектор Б. Н. Блохин.

Строительство дома началось в 1940 г. и закончилось незадолго до начала Великой Отечественной войны.

Начиная с 60-х годов, подобные дома с простеночными и опирающимися на них горизонтальными (перемычечными) блоками, а также с небольшими блоками до уровня окон (названными подоконными) строят в многих городах.

Сначала строили пятиэтажные дома, позднее появились 9-, 12- и даже 14—16-этажные. В последние годы такие дома строят по улучшенным, переработанным проектам, предусматривающим лоджии на главном фасаде, они придают зданию определенную пластичность и выразительность.

Крупноблочные дома на Малой Грузинской улице в Москве

Сравним два одинаковых пятиэтажных дома — кирпичный и крупноблочный. Для первого потребовалось около миллиона штук кирпича, а для второго, как это показывает практика, менее 1,5 тыс. блоков. Один блок вместо почти 700 кирпичей.

Как будто все хорошо, но мысль опять летит вперед, хочется строить еще быстрее. Нельзя ли еще больше увеличить размер блока, а следовательно, уменьшить число блоков, требуемых для постройки. Можно ли три различных блока заменить одним?— Заманчиво. Над созданием «куска стены», его назвали панелью, высотой в этаж, т. е. около 3 м и примерно такой же ширины (в зависимости от размера комнаты), начали работать сотрудники научно-исследовательских институтов — архитекторы, инженеры различных специальностей.

Изготовляли опытные образцы. подвергали их множеству испытаний, а проверить, уточнить надо было многое, — достаточна ли их прочность, как будут вести они себя во время перевозок, подъема, не появятся ли трещины и др.

После большой подготовительной работы, монтажа опытных крупнопанельных домов для их массового строительства в различных городах нашей страны были созданы мощные предприятия — домостроительные комбинаты. Это заводы, на которых изготовляется все необходимое для возведения дома. Ведь в таком, собираемом на месте из готовых элементов, доме должны быть укрупненных размеров не только наружные панели, но и внутренние панели-перегородки, а также и перекрытия, которые стали делать размером «на комнату». Раньше в кирпичном доме лестницу собирали из отдельных ступенек, для новых же домов изготовляют целый марш — от площадки до площадки. Ванную комнату и туалет доставляют на место в виде готовых кабин.

Для транспортировки столь крупных панелей к месту строительства были созданы специальные машины — панелевозы.

Крупнопанельный дом в районе 2-й речки во Владивостоке

Вначале возводили лишь пятиэтажные крупнопанельные дома. Весьма внушительных размеров панель любовно начали называть «бубликом». Кажется, что может быть общего между этакой громадой, весящей более 3 т, и маленьким, умещающимся на ладони бубликом? И все-таки общее есть, в чем-то они схожи. Известно шуточное выражение — «дырка от бублика», у Маяковского оно упоминается в пьесе «Мистерия буфф».

В панели есть своя «дырка от бублика» — оконный проем. Правда он не круглый, а прямоугольный, но это не меняет дела. Сравнение родилось и продолжает жить. Позднее в жилищном строительстве стали применять панели и более крупных размеров — с двумя проемами для окон.

Из года в год все больше и больше «выпекается» бубликов. Помимо пятиэтажных, во многих городах начали строить 9-, 12- и 16-этажные дома, а в Москве, недалеко от Выставки достижений народного хозяйства СССР, в 1969 г. смонтирован 25-этажный крупнопанельный дом. Чудесная панорама города открывается с его смотровой площадки, устроенной на плоской крыше, куда доставляют скоростные лифты. Как на ладони видны выставка, ленты улиц, а вечером — вдаль уходящие огни магистралей.

Началось повсеместное строительство крупнопанельных домов. Их стали возводить и в городах Закавказья, и Среднеазиатских республик, т. е. в сейсмических районах, где требования к прочности зданий повышенные.

Помимо обычных секционных жилых домов, состоящих из отдельных секций — лестница и примыкающие к ней на каждом этаже несколько квартир, в Средней Азии строятся и специфичные для условий южного климата галерейные дома. В таких домах вход в квартиру устраивается с открытых галерей, идущих вдоль одной из сторон дома. В зависимости от протяженности последних галереи обслуживаются одной или двумя лестницами, а в многоэтажных домах — и лифтами.

Достоинство галерейных домов — их экономичность, поскольку одна-две лестницы с лифтом обслуживают большое число квартир. Кроме того, квартиры в таких домах имеют сквозное проветривание, что очень важно для районов с жарким климатом.

Читать еще:  Чем отделать откосы окна снаружи дома

До недавнего времени жилые дома, в том числе и крупнопанельные, строились, как правило, простейшей прямоугольной формы. Однако сейчас уже появились дома усложненной конфигурации, что позволяет разнообразить застройку новых жилых районов, придать им большую выразительность ин индивидуальность. Весьма отрадно, что в 1972 г. в Москве (в Матвеевском) сооружен первый криволинейный крупнопанельный, круглый в плане девятиэтажный дом. Его диаметр 154 м. Во дворе дома предусмотрены: волейбольная и баскетбольная площадки, теннисные корты, детские городки. В этом доме, имеющем 26 подъездов, проживает почти 4 тысячи человек.

Круглый дом в Матвеевском в Москве

А что, если стены, пол, потолок в виде единого элемента изготовить на заводе, после чего готовый блок-комнату привезти на стройку, а там, ставя один на другой и накрепко скрепляя друг с другом, собрать дом?

Разработка проектов подобных зданий, получивших название домов из объемных блоков, началась с поисков наиболее совершенной конструкции самого объемного блока и способов его изготовления. Проводилась экспериментальная работа по проверке технической целесообразности и экономичности такого способа строительства. Следовало определить, окажется ли этот способ возведения зданий излишне сложным, трудновыполнимым в условиях массового строительства и дорогостоящим по сравнению с уже освоенным крупнопанельным домостроением.

Экспериментальные дома подтвердили преимущества объемно-блочного строительства. Оно предусматривало возможность перенесения значительного количества работ со стройки на завод — домостроительное предприятие, т. е. организацию конвейерного производства отдельных деталей и сборку готовых изделий блок-комнат с полом, покрытым линолеумом или паркетом. Дверями, застекленными окнами, электропроводкой и, конечно, сияющим белизной потолком, оклеенными обоями или окрашенными стенами.

При подобном производстве на строительстве должен осуществляться лишь монтаж привезенных на специальной платформе блок-комнат. Обычно «набор» блоков включает: блок комнату (общую), блок-спальню, блок-кухню (вместе с ванной и туалетом). Из блоков собирается и лестница.

Монтаж дома из объемных блоков

Несмотря на ряд трудностей как при изготовлении блоков, так и их монтаже объемное домостроение себя полностью оправдало. До 80% работ переносится на завод, а время, требуемое на монтаж дома по сравнению с крупнопанельным, сокращается в 2—2,5 раза.

В течение последних лет дома из объемных блоков построены в Москве, Киеве, Минске, Краснодаре, Волжском, Сочи, Находке и др. В недалеком будущем число таких домов значительно возрастет, поскольку строительство заводов объемно-блочного домостроения ведется в городах различных республик страны.

Девятиэтажные жилые дома из объемных блоков в Минске

Дома из объемных блоков строят и в зарубежных странах. «Кирпичами ХХ века» назвал объемные блоки один из зарубежных архитекторов, подчеркивая тем самым их роль в строительстве последующих лет.

Необходимо отметить, что различной группировкой, смещением отдельных блоков по отношению друг к другу можно достигнуть большого разнообразия в объемно-пространственном решении, выразительности силуэта здания. Новые многоэтажные дома все более и более меняют облик современного города, его отдельные районы.

Вместе с городом меняется облик и просуществовавшая века деревня с ее избушками и хатами. За последние годы в разных областях нашей страны вместо разбросанных небольших селений все больше и больше строятся новые благоустроенные населенные пункты.

В современных селах наряду с неизвестными ранее строениями — клубами, магазинами, школами, детскими садами, яслями, производственными постройками возводятся и новые жилые дома.

Раньше дом из кирпича в деревне был редкостью, ныне множество селений сплошь застроены кирпичными, блочными, крупнопанельными домами. В селах строят двухэтажные дома, но можно встретить и четырех-пятиэтажные. В двухэтажных домах каждая квартира имеет самостоятельный вход с улицы. В последние годы появились дома и с квартирами в двух уровнях, с общей комнатой и кухней на первом этаже и двумя-тремя спальнями и ванной на втором. Помещения соединяются внутренней деревянной лестницей.

Разработкой новых проектов сел, в том числе и современного жилища для сельской местности, заняты специальные научные и проектные институты.

Архитектурные стили загородных домов

К строительству собственного дома будущий хозяин относится с особой ответственностью и даже трепетом. Решать вопросы выбора материалов, дизайна помещений, расстановки мебели – это всегда сложно, но вместе с тем невероятно приятно. Одной из главных задач является определение архитектурного стиля. От выбранного проекта зависит и планировка окружающего пространства, и ландшафтный дизайн.

Существует множество вариантов оформления фасада: от классики до невероятных авторских проектов. Рассмотрим основные стили архитектуры загородных домов.

Разнообразие стилей

Классический. Этот стиль подходит для оформления двух- и трехэтажных домов, усадеб большой площади. Для классики характерна симметричность, строгие и четкие линии. В качестве декора присутствуют балюстрады и колонны, но с минимальным количеством лепнины. Для строительства домов в классическом стиле обычно выбирают кирпич, камень. Кровлю покрывают медной или натуральной черепицей, забор возводят из кованых секций с массивными опорами.

Барокко. Дома в этом стиле обращают на себя внимание нарочито роскошным, даже вычурным оформлением фасада. В проектах используется большое количество декора, лепнины, начиная с витиеватых ступеней входной группы и заканчивая ограждением кровли на королевский манер. В чистом виде барокко используют редко. В большинстве случаев архитекторы заимствуют его отдельные черты: спокойную цветовую гамму, высокие арочные окна, пилястры, позолоченные элементы декора.

Модерн. Стиль появился более сотни лет назад и до сих пор остается одним из самых популярных в архитектуре. Для модерна характерны плавные линии фасада, округлые формы оконных, дверных проемов, мягкие очертания кровли. В отделке преобладают традиционные материалы, но нередко встречаются и средневековые витражи, панно с цветочными мотивами. Симметричностью фасада в стиле модерн часто пренебрегают в пользу выразительности.

Хай-тек. Современный лаконичный стиль с преобладанием строгих форм и четкой геометрии. До сих пор дома с оформлением хай-тек являются единичными и представляют собой произведения новейшего архитектурного искусства. Для этого направления характерно обилие стекла, металла, соответствующие холодные цвета. В проектах хай-тек часто реализуют оригинальные инженерные решения, например необычную систему подсветки фасада, зону отдыха на крыше и т. д.

Минимализм. Название стиля определяет его основные черты. Минимум декора, строгие формы, спокойные оттенки. Дома в таком стиле отличаются простотой, но в то же время выделяются на общем фоне особым соблюдением правил композиции и канонов гармонии. Можно сказать, что минимализм – это ультрасовременный, всесторонне «правильный» стиль, который практически исключает полет авторской фантазии.

Шале. Данное архитектурное направление пришло в Россию из Скандинавии. Дома в стиле шале имеют мансардные этажи под пологими двускатными крышами. Края кровли выступают за границы стен, чтобы защитить прилегающее пространство от осадков. В строительстве используют кирпич, камень, натуральное дерево. В оформлении фасада присутствуют 2–3 спокойных оттенка, которые чаще всего получают сочетанием природных отделочных материалов.

Ренессанс. Этот стиль в архитектуре домов был наиболее популярным в эпоху Возрождения и в наше время используется для строительства роскошных загородных особняков. Симметрия относительно вертикальной оси, геометрия, четкие пропорции – его основные черты. Пилястры и колонны расположены упорядоченно. В качестве декора используются ниши, эдикулы, небольшие башенки, арочные проемы. Внешне такой дом даже при небольших размерах похож на замок.

Ар-деко. Для стиля характерна показная дороговизна. Изначально архитектура этого направления использовалась в строительстве домов для представителей высшего общества в западных странах, поэтому служила ярким признаком финансового успеха. Современный ар-деко гармонично сочетает в себе классическую строгость и этнические мотивы, натуральные материалы и искусственный декор. Этот стиль очень сложен в использовании, но в умелых руках архитекторов он способен превратить загородный дом в необычный образец строительного искусства.

Русский. Узнаваемый стиль с бревенчатыми стенами, резными наличниками, большим количеством декора из дерева. Русский стиль в архитектуре дает ощущение стабильности, силы, домашнего уюта. Для строительства обычно используют срубы из бревна, но возможна имитация рельефа с помощью блок-хауса. Характерные элементы оформления – свесы кровли, ставни, балюстрады.

Постсоветский. Яркими представителями этого архитектурного стиля являются кирпичные дома, построенные в конце ХХ века. Они практически лишены декора, так как бюджет строительства в то время был ограничен. Архитекторы придавали зданиям индивидуальность с помощью узоров из кирпича контрастного цвета. В последние годы такие дома активно дополняют новыми кровельными элементами, сайдингом, придают им солидный вид с помощью дорогих водосточных систем.

Европейский. Строгий, консервативный стиль, который допускает наличие декора. Европейское направление в архитектуре вобрало в себя особенности национального домостроения самых разных стран: от солнечной Италии до снежной Норвегии. Несмотря на отсутствие ярких характерных черт, стоит отметить скатные крыши, покрытые черепицей, штукатурку и натуральный камень на фасаде, преобладание квадратных и прямоугольных проемов. В качестве декора используются эркеры сложной формы, оригинальные настенные светильники, фактурные вставки контрастного цвета.

Готический. Со словом «готика» у большинства людей ассоциируются католические церкви старой Европы, королевские дворцы и резиденции. Этот стиль пришел на смену замкам и визуально сделал массивные постройки более легкими. В частном домостроении для готики характерны вертикальные линии: узкие и высокие окна с заостренным верхом, многочисленные башни, колонны. В качестве фасадного декора используют барельефы и витражи. В оформлении преобладают темные, насыщенные коричневые и серые тона, близкие к цветам камня и дерева.

Американский. Основная цель архитектора в данном случае – продемонстрировать хороший достаток хозяев дома. Американский стиль подразумевает скатные крыши сложной формы, каркасные технологии домостроения, достаточно легкий дизайн фасада в светлых тонах. Для облицовки используют камень, дерево или их имитацию, а также декоративную штукатурку. Почти все дома выполняются с террасами и практически не имеют декора – визуальная эффектность построек достигается за счет комбинирования материалов отделки.

Восточный. Не стоит путать архитектурный стиль Ближнего Востока и особую моду азиатских стран. Оригинальные крыши с загнутыми вверх скатами, широкие террасы по всему периметру здания, аскетичность в оформлении фасада – основные черты направления. Для строительства домов в восточном стиле чаще всего используют камень, кирпич, фасад декорируют деревом. Завершенность оформлению придают контрастные, но спокойные и неброские сочетания темных и светлых оттенков.

Читать еще:  Облицовка каркасного дома под кирпич

Краткий гид по кирпичным архитектурным стилям

Горожане часто произносят фразу «кирпичная архитектура», невольно объединяя в одну категорию здания самых разных эпох и стилей. Однако в истории искусства действительно встречаются направления, где кирпич как строительный материал играет ведущую роль. Strelka Mag и BRAER подготовили краткий гид по «кирпичным» стилям Европы — с примерами и характерными чертами, которые помогут вам лучше ориентироваться в этой теме.

Кирпичная романская архитектура

Собор в Ратцебурге, построенный в 1154–1220 годах. Фото: wiki.commons

О направлении : «кирпичный романский стиль» — термин неофициальный и нераспространённый. Так называют направление в архитектуре, которое сложилось в Северной Германии, Дании, Польше и Швеции в XII веке. В Европе тогда господствовал романский стиль, и северные регионы позаимствовали его эстетические принципы. Однако в этой части континента не было запасов камня, гранита, мрамора или песчаника, поэтому здания — в основном соборы — пришлось строить из обожжённого глиняного кирпича. Технологией кирпичного строительства с северянами поделились мастера из Ломбардии.

Характерные черты : полуциркульные арки и своды, массивные стены с узкими проёмами окон, кирпичные храмы-крепости и замки-крепости.

Пример : церковь Святого Бендта (Рингстед, Дания)

Это здание, построенное во второй половине XII века, считается самой старой кирпичной церковью в Дании. Здесь находится усыпальница средневековых датских королей, в том числе Вальдемара I Великого. После пожара 1806 года здание частично перестроили, а его кирпичные фасады покрыли цементом. Только в начале XX века церкви вернули первоначальный облик.

Ганзейская готика

Церковь Святого Николая и городская ратуша в Штральзунде. Фото: wiki.commons

О направлении : на смену кирпичной романике быстро пришла готика. Краснокирпичные соборы и ратуши выросли по всему побережью Северного и Балтийского моря от Нидерландов до современной Эстонии. Наибольшую популярность этот стиль получил в городах Ганзы, поэтому кирпичную готику часто называют «ганзейской». Исследователи выделяют её как полноправное архитектурное направление, а журналисты и блогеры регулярно выпускают тематические маршруты и гиды. В XVI веке кирпичная готика преобразовалась в «кирпичное Возрождение», но оно практически неотличимо от предшественника и редко рассматривается в качестве самостоятельного стиля.

Характерные черты : краснокирпичные фасады, отсутствие статуй и украшений, высокие башни, использование орнаментов.

Пример : церковь Святой Марии (Любек, Германия)

Один из немногих декоративных элементов этого здания — контраст между красными кирпичными стенами и бирюзовой крышей. На фасаде отсутствуют статуи или барельефы, что характерно для большинства сооружений в этом стиле. Кирпичная техника не позволяла архитекторам строить сложные каркасные конструкции, поэтому выразительность церкви Святой Марии подчёркивают способы кладки, цвет и фактура кирпичей. По высоте центрального нефа — 38,5 м — она занимает первое место среди всех построек кирпичной готики.

Нарышкинский стиль

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, основан Львом Нарышкиным в 1689. Фото: depositphotos ​

О направлении : нарышкинский стиль — сравнительно недолгий период в истории русской архитектуры, который продлился с 1680-х до 1710-х годов. Его также называют нарышкинским барокко, хотя он испытал влияние и маньеризма, и Ренессанса, и даже готики. Этот этап ознаменовал проникновение западных архитектурных традиций в Россию. Нарышкинский стиль представлен в основном церквями в усадьбах Москвы и Подмосковья, многие из которых принадлежали боярам Нарышкиным. На это же время пришлось распространение в стране кирпича, благодаря которому строительство зданий стало дешевле и качественнее. Кирпичную кладку «нарышкинских» церквей покрывали штукатуркой, поверх которой иногда заново рисовали кладку.

Характерные черты : ярусность, симметричность, применение элементов ордера, сочетание красного кирпича и белого камня или гипса.

Пример : храм Воскресения Христова в Кадашах (Москва, Россия)

Храм в Кадашах — одна из самых первых церквей, построенных в нарышкинском стиле. Её возвели в 1687–1695 годах на деньги купца Кондрата Добрынина. Здание практически полностью кирпичное, лишь в некоторых местах кладка выполнена из белого камня. Вот как его описывала реставратор Гали Алфёрова, которая исследовала храм в советские годы: «Кирпичная кладка сделана с необычайной тщательностью и точностью. Швы одинаковой толщины не отклоняются ни от отвеса, ни от уровня, создают строго вертикальные стены; оконные откосы и проёмы тоже не имеют никаких отступлений. Это мы проверяли, прикладывая в различных местах стен фугованные рейки; они подтвердили точность кладки, выполненной мастерами XVII века».

Неоготика

Одно из самых известных неоготических сооружений — Вестминстерский дворец на набережной Темзы в Лондоне. Фото: depositphotos ​

О направлении : во второй половине XIX века одним из доминирующих стилей Европы стала неоготика. Архитекторы обращались к наследию средневековых мастеров и вдохновлялись им при проектировании соборов, замков и промышленных зданий. В качестве облицовочного материала зодчие часто выбирали неоштукатуренный кирпич, как и их предшественники из Ганзы. Результаты промышленной революции значительно упростили производство материалов: если раньше каждый кирпич формировали вручную, сушили только летом и обжигали в напольных печах-времянках, то в XIX веке появились кольцевая обжиговая печь, ленточный пресс и глиномялки. Кроме того, железные дороги позволили намного быстрее подвозить красный и жёлтый кирпич, шифер, черепицу и другие материалы к местам строительства.

Характерные черты : каркасный свод, зубчатые стены, кирпичные пилястры, чугунные дорические колонны, резная лепнина, шпили, вытянутые вверх конструкции.

Пример : гостиница St. Pancras Renaissance London Hotel (Лондон, Великобритания)

В Великобритании неоготика заметно проявилась в викторианской архитектуре: неоготический облик получили вокзалы, жилые дома, правительственные здания, публичные учреждения и соборы. Один из самых ярких примеров этого направления — «Мидленд Гранд Отель» (сегодня — St. Pancras Renaissance London Hotel), который одновременно служит фасадом железнодорожного вокзала Сент-Панкрас. Его спроектировал архитектор Джордж Гилберт Скотт при участии инженера Уильяма Барлоу. Главный фасад гостиницы сделан из недожжённого кирпича и покрыт дымовыми трубами и зубчатыми фронтонами, благодаря чему контрастирует с минималистским дебаркадером вокзала.

Кирпичный стиль

Женская гимназия (1883—1885), Красноярск. Фото: wiki.commons

О направлении : к концу XIX века российские архитекторы отказались от штукатурки и из соображений экономии оставляли кирпичные фасады своих зданий «голыми». «Выразительность построек при этом достигалась использованием рельефной кладки, узор которой выделялся пластикой и цветом», — пишет Эржан Юсупов в «Словаре терминов архитектуры». Так называемый кирпичный стиль сформировался в Санкт-Петербурге и постепенно распространился по другим городам Российской империи.

Характерные черты : рационализация архитектуры, отсутствие штукатурки и лепных украшений, использование изразцов, терракотовых вставок и цветного кирпича.

Пример : фабрика А. И. Ниссена и Доходный жилой дом

В кирпичной архитектуре Российской империи особо выделяются работы Виктора Шретера и Иеронима Китнера, например их Доходный жилой дом на набережной Фонтанки, совмещённый с фабрикой. Согласно подсчётам, опубликованным в журнале «Зодчий» в 1873 году, отказ от штукатурки существенно сократил стоимость работ: кирпичный фасад оказался на 25 % дешевле штукатурного. В первоначальном проекте здание должен был украшать редкий глазурованный кирпич, но подрядчик в последний момент отказался от заказа, и материал заменили чуть более дорогими коричневыми глазурованными плитками.

Экспрессионизм

Anzeiger-Hochhaus в Ганновере (1928). Фото: Visit Hannover

О направлении : экспрессионизм в архитектуре сформировался в начале XX века в Германии. Использование традиционного кирпича в строительстве стало частью программы создания «новой Германии» после разрушения городов в Первой мировой войне. Кирпич символизировал надежду и ожидание светлого будущего в послевоенную эпоху. Гамбургский архитектор Фриц Хёгер писал : «Кирпич бытует не только в Германии, но его, тем не менее, можно назвать немецким, так же как немецкий дуб, потому что в нем живет дух народа».

Характерные черты : фасады из тёмно-коричневого кирпича и клинкерной плитки, техника «кирпичной гребёнки», искажение реальных форм объектов, гротескность и нарочитая заострённость архитектурных форм.

Пример: «Чилехаус» (Гамбург, Германия)

Фото: Hauke Hass

Заказчик этого здания Генри Сломан разбогател на ввозе селитры из Чили — отсюда и название. За три года на строительство складского здания ушло 4,8 миллиона кирпичей. Своими вертикальными линиями «Чилехаус» отсылает к кирпичной готике, а его заострённая форма напоминает нос корабля. Для облицовки стен использовался тёмный клинкерный кирпич, обожжённый вместе с торфом, а также фигурная кладка, создающая многоуровневость здания.

Директор по маркетингу BRAER

Большую часть истории кирпич считался исключительно строительным материалом. Зодчие ценили его за прочность и доступность, но на внешний вид особого внимания не обращали. Сегодня ситуация скорее противоположная. Кирпич остаётся самодостаточным и надёжным материалом, но архитекторы, строители и продавцы делают ставку именно на эстетику кирпичной кладки. Гладкие и рифлёные поверхности, разные цвета, декоративные включения — технологии позволяют играть с обликом кирпича, превращая этот материал из строительного в «дизайн-строительный».

Современная история кирпичного строительства только набирает обороты, и с каждым годом всё больше людей отдают предпочтение этому материалу. Доверять чему-то проверенному гораздо проще, чем экспериментировать с новыми материалами. Конечно, будут появляться разные альтернативы, но кирпич — краеугольный камень всей индустрии. Вряд ли получится чем-то его заменить.

Несмотря на то что кирпич считается классическим материалом, назвать классическим его производство уже нельзя. Мы каждый день модернизируем процессы на заводах: увеличиваем число точек контроля, улучшаем очистку сырья, используем новые приёмы в обжиге и сушке материала. В этом смысле BRAER старается быть пионером индустрии.

Есть три направления, которым мы в BRAER уделяем особое внимание: качество строительного материала, его геометрия и эстетика. Качество — это набор физико-технологических характеристик, которые влияют на прочность, теплопроводность, влагоустойчивость и, как следствие, долговечность здания. От геометрии зависит, насколько дом будет «ровным». Это важно, поскольку облицовочный кирпич BRAER — часть конструктива внешних стен. За геометрией мы следим не менее пристально, чем за качеством. И, конечно, внешний вид: разнообразие цветов, поверхностей. Это лицо нашего бренда, которое позволяет сразу отличить кирпич BRAER от продукции других производителей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector