1clean-house.ru

Строительный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дома стиле барокко кирпича

Кирпичная готика

Кирпичная, ганзейская или северогерманская готика (нем. Backsteingotik , польск. Gotyk ceglany ) — историко-региональная разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии, Польше, Белоруссии и Прибалтике в XIII—XVI веках [1] .

Развитие этого стилевого течения в средневековой архитектуре стран Западной Европы отчасти предопределил дефицит и дороговизна строительного камня [2] . Красный керамический кирпич как строительный материал стали использовать в Северной Европе в XII веке, поэтому самые древние кирпичные образцы относятся ещё к так называемой «кирпичной романике». В XVI в. кирпичную готику сменил «кирпичный ренессанс». А в XIX веке — неороманский стиль.

Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен. Сочетание красного кирпича с белокаменными деталями, побелкой фахверка или просто деревом, выкрашенным белой масляной краской, характерно для архитектуры Голландии, Англии, Восточной Пруссии XVI—XVIII веков и петровского барокко первой четверти XVIII в. в Санкт-Петербурге.

Многие города, внешний облик которых украшают готические сооружения из красного кирпича, являются объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

  • 1 Распространение
  • 2 Историческая обстановка
  • 3 Развитие
  • 4 Характеристика
  • 5 Кирпич
  • 6 Примечания
  • 7 Неоготика XIX в
  • 8 Известные образцы кирпичной готики
    • 8.1 Германия
      • 8.1.1 Мекленбург-Передняя Померания
      • 8.1.2 Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург
      • 8.1.3 Бранденбург, Берлин и Саксония-Анхальт
      • 8.1.4 Нижняя Саксония и Бремен
    • 8.2 Дания
    • 8.3 Швеция
    • 8.4 Финляндия
    • 8.5 Эстония
    • 8.6 Латвия
    • 8.7 Литва
    • 8.8 Польша
    • 8.9 Белоруссия
    • 8.10 Россия
      • 8.10.1 Калининградская область
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Литература
  • 12 Ссылки

Распространение [ править | править код ]

Образцы кирпичной готики встречаются в первую очередь в регионах, где отсутствуют запасы природного камня, в частности, в северных областях Польши на Северо-Германской низменности. Этот ареал практически полностью (за исключением Вестфалии и Рейнской области) совпадает с зоной влияния Ганзы, вследствие чего кирпичная готика стала символом этого могущественного союза городов и наряду с нижненемецким языком существенным элементом культуры Северной Германии. В Средние века и Новое время эта культурная область включала в себя южную часть Прибалтики и оказывала большое влияние на Скандинавию. Самый южный образец кирпичной готики в Германии — альтенбургская церковь на горе (нем. Bergkirche ) находится далеко за пределами своего основного ареала распространения — в Тюрингии.

На северо-западе перевозки песчаника, использовавшегося как строительный материал, осуществлялись по рекам Везеру и Эльбе. Это привело к синтезу строгого стиля, характерного для регионов к востоку от Эльбы, с архитектурой прирейнских земель. Здесь кирпич использовался в первую очередь для возведения стен, а из песчаника изготавливались скульптурные украшения. Поэтому кирпич не несёт художественной нагрузки, и большинство сооружений на северо-западе Германии не относятся к кирпичной готике.

Отсутствие природного камня не обязательно вело к повсеместному формированию типичного стиля с использованием кирпича. Так, Верхняя Бавария и Верхняя Швабия также ощущали нехватку строительных материалов, но характерный «кирпичный» архитектурный стиль там не возник. Скульптурные украшения здесь изготавливались из штучного камня, либо кирпичная основа облицовывалась природным камнем, как, например, в церкви Святого Мартина в Ландсхуте и мюнхенской Фрауэнкирхе.

Историческая обстановка [ править | править код ]

В ходе так называемой «восточной колонизации» XII—XIII веков немецкие купцы и колонисты с перенаселённого северо-запада Германии переселялись в районы проживания славян к востоку от Эльбы. В 1158 году Генрих Лев получил Любек, в 1160 году он завоевал Шверин, где располагалась резиденция славянских князей. Использовавшая насильственные методы колонизация продвигалась на восток вместе с христианизацией славян и учреждением Ратцебургского, Шверинского, Камминского (ныне Камень-Поморски) и Бранденбургского епископств.

Новые города вскоре вошли в состав Ганзейского союза и образовали его лужицкое подразделение с центром в Любеке и готландско-лифляндское в пригороде Ревеля (Таллина). Капитулярные и приходские церкви, ратуши, жилые дома богатых купцов и городские ворота, — и церковные, и светские сооружения в процветающих купеческих ганзейских городах отличались большой представительностью. За городскими стенами свой значительный вклад в развитие кирпичной архитектуры вносили монастыри, прежде всего цистерцианцев и премонстрантов. Тевтонский орден для обеспечения своего господства возводил из кирпича свои многочисленные замки на территории Пруссии и Ливонии.

Развитие [ править | править код ]

Кирпичная архитектура появилась ещё в XII веке, то есть ещё при романском стиле. Долгое время в Северной Германии дома строили из дерева, которое конечно же не подходит для монументального строительства. Менее значимые сооружения, прежде всего, в сельской местности, вплоть до Нового времени строились в технике фахверка.

Красный кирпич заменил природный камень при строительстве кафедральных соборов и приходских церквей в Ольденбурге, Зегеберге, Ратцебурге, Шлезвиге и Любеке.

В Бранденбургской марке, где необходимость в строительных материалах ощущалась вдвое острее вследствие удалённости от Балтийского моря, в 1165 году при Альбрехте Медведе в Бранденбурге началось возведение из кирпича кафедрального собора. Однако центральное место в кирпичной архитектуре марки занимает монастырь в Йерихове.

Характеристика [ править | править код ]

Кирпичные сооружения романского стиля ещё близки к «квадровой» [3] архитектуре, поскольку её формы были перенесены на новую «кирпичную» технику. В готическую эпоху развивается оригинальный стиль кирпичной архитектуры, обусловленный нехваткой строительных материалов. Строения отличаются тяжеловесностью и монументальными размерами, однако внешне выглядят скромно и менее грациозно, чем постройки на юге Европы. Несмотря на это в них ощущается влияние архитектуры французских кафедральных соборов и вдохновлённой ими же «шельдовской готики» во Фландрии.

Читать еще:  Во сколько кирпичей строить стены дома

Со временем появились технологии, позволявшие добавить изысканности во внешний облик церквей: для контрастности с тёмным кирпичом углублённые части стен красили известью. Кроме этого началось производство фасонного кирпича, позволявшего лучше имитировать скульптурные украшения.

Кирпич [ править | править код ]

Исходным материалом для производства красного кирпича, заменившего природный камень, служила глина, которой на Северо-Германской низменности было предостаточно.

Стандартом в строительстве представительских сооружений стал кирпич так называемого «монастырского формата» (от 28×15×9 см до 30×14×10 см со стыком в среднем 1,5 см). В отличие от «квадровой» готики как «монастырский кирпич», так и фасонный изготавливались на специальном производстве, а не непосредственно на строительной площадке.

Фасады домов в непревзойденном стиле барокко

Барокко — это дворцовый стиль, подчеркивающий богатство, роскошь и респектабельность. Он воплощает пышность, вычурность отделки, сложный декор и использование различных художественных приемов.

Он появился в Италии в 16 веке и получил распространение в других странах. Простые формы сменили сложные композиции и необычная декоративность.

Особенности и основные признаки

Размах, великолепие и роскошь — это отличительные черты стиля. Сложные украшения в виде растений, фигур, завитков, гирлянд создают впечатление динамичного оригинального здания.

Элементы фасада гармонично сочетаются как с окружающим пространством, так и между собой. Слияние различных видов искусства помогает создать иллюзию особой парадности и торжественности, возвеличивания власти и силы.

Величие, контрастность, необычность — барокко призвано приукрашать и облагораживать. Архитектура барокко сложна и представлена большим количеством скульптур, пилястр и колонн.

Разнообразные формы от овала до прямоугольника, асимметричные рисунки — это линии стиля барокко.

При строительстве используются пастельные светлые цвета: от красного, бордового, белого до изумрудного, кремового и золотого. Наиболее популярно сочетание золотого и белого цветов.

Башни, эркеры, балконы, купола, роспись, резной орнамент, лепнина — это характерные элементы стиля. Вычурные, массивные, контрастные, динамичные элементы конструкции привлекают внимание и удивляют своей необычностью и неповторимостью.

Характерные черты барокко

Архитектура стиля сложна, живописна и многообразна. Профилированные карнизы, колонны, пилястры и полуколонны, вогнутые и выпуклые скульптурные детали придают дому особый колорит, в котором все элементы соединены между собой.

Барокко отличается грандиозностью, необыкновенным зрелищем, контрастом фактур, материалов, света и тени. Реальность и иллюзия совмещены в сложных очертаниях, росписях, лепках.

Живопись, окрашенные стены, скульптуры — для барокко характерны сложные планы, световые эффекты и изощренность формы и линий.

Наиболее характерные признаки:

  • криволинейные конструкции;
  • сложный пластичный фасад;
  • неравномерное распределение массы;
  • позолота и резьба;
  • игра света;
  • огромные окна.

Линии стиля причудливые, от выпукло-вогнутых до асимметричных и спиральных. Характерные элементы: слитность, текучесть, огромные колоннады.

Цвета — голубые, белые, кремовые и яркие контрасты: синий и белый, изумрудный и кирпично-красный. Формы и конструкции контрастные, массивные.

Фасад дома в стиле барокко

Если вы хотите построить дом, похожий на дворец, то проект дома в стиле барокко — это ваш вариант. Дизайн домов в этом стиле завораживает пышностью, роскошью и вычурностью. Статус хозяина дома, имеющего аристократическое жилье, будет высоким.

Величавые формы, позолоченные элементы, рустованные или витые колонны, многоярусные купола — фасад дома в стиле итальянских дворцов не просто красив, он удивителен, роскошен и великолепен.

Крыши разнообразных цветов отлично выделяются на фоне кремовых или белых стен.

Строение создает ощущение перетекания одного сооружения в другое, непрерывности и движения. Торжественность, яркость, парадность и соединение разных видов искусства характерны для архитектуры этого стиля.

Объемно-пространственные решения домов в стиле барокко делают его узнаваемым даже для несведущих людей.

Колонны не являются декорацией, а выполняют очень часто и функции группировки узлов здания. Наличники сложных рисунков, картуши, гирлянды, разорванные фронтоны украшают фасад дома и подчеркивают его архитектурные формы.

Стиль барокко — это визитная карточка состоятельных и обеспеченных людей, которые хотят подчеркнуть уровень дохода. Помпезность, яркость, вычурность, респектабельность — характерные черты этого дворцового стиля.

Он подчеркивают могущество, власть и богатство людей в разных сферах жизни.

Фасад дома, оформленный декоративными элементами, придает дому индивидуальность и улучшает его характеристики. Роскошный и изысканный фасад дома в барочном стиле — это произведение искусства, которое никогда не устареет.

Загородные дома

Загородный дом, который привлекает внимание необычностью форм, — это дом в стиле барокко. Яркие краски, нарочитая пышность, блеск и шик — это архитектурное барокко. Даже небольшой загородный дом может быть оформлен в виде дворца.

Этому стилю свойственно стремление к величию и роскоши, помпезности и изысканности. Пространственный размах, масштабные колоннады, причудливые купола и скульптуры, лепнина, сложные архитектурные элементы, барельефы, золото — все это характерные черты.

Разнообразные формы, эркеры, башни, резной орнамент и роспись создают роскошный и изысканный фасад. Массивные конструкции, большие окна в форме полуциркуля или прямоугольника, пышные наличники создают ощущение величия и необыкновенной красоты.

Дома в стиле барокко замысловаты и отличаются изобилием деталей, художественных приемов и архитектурных форм, в особенности их концентрация присутствует в фасаде.

Цветовое решение фасада здания выполняется в пастельных приглушенных тонах, которые гармонично сочетаются между собой.

Элитный загородный дом, украшенный фасадными деталями в барочном стиле, будет воплощением самых замысловатых фантазий. Необычный, удивительный, яркий, респектабельный — это роскошный дом для состоятельных людей.

Барокко не приемлет простых форм, практичных решений, дешевых материалов, и поэтому отделка фасада может быть дороже самого строения.

Читать еще:  Дома обложенные силикатным кирпичом

Декоративный стиль, имеющий всевозможные архитектурные изыски (колонны, арки, лестницы, лепные элементы), виртуозно воплотить сможет только профессионал с большими знаниями, опытом и вкусом.

Материалы, используемые для отделки, роскошны и богаты: мрамор, ценные породы дерева, слоновая кость.

Особняк в стиле барокко — дорогое удовольствие, которое позволит создать помпезный и респектабельный дом, подчеркивающий богатство и силу его владельца.

Проекты домов в стиле барокко

Дом в стиле рококо, 1700 м 2

Архитектурный проект дворца, 2000 м 2

Проект дома в стиле барокко, 950 м 2

Проект дома с эркером, 1360 м 2

Cтроительство дома в стиле Райта, 820 м 2

Современный кирпичный дом, 790 м 2

Бело-коричневый дом, 470 м 2

Красивый загородный коттедж, 450 м 2

Современный двухэтажный дом, 700 м 2

Строительство монолитного дома с цоколем, 700 м 2

Монолитный частный дом, 500 м 2

Проект и строительство эксклюзивного дома, 1450 м 2

Трехуровневый дом, 1500 м 2

Загородный дом с фасадом серого цвета, 950 м 2

Дом со светлым фасадом, 800 м 2

Темно-коричневый дом, 670 м 2

Большой красивый дом – проект и строительство, 1040 м 2

Проект и строительство большого коттеджа, 700 м 2

Проект кирпичного дома с цокольным этажом, 540 м 2

Загородный дом в стиле Гауди, 490 м 2

Современный дом с террасой, 970 м 2

Загородный дом в стиле классицизм, 850 м 2

Дизайн фасада частного дома, 540 м 2

Дом в английском стиле с гаражом, 870 м 2

Загородная усадьба в классическом стиле, 750 м 2

Дом в стиле ампир, 800 м 2

Строительство английского дома, 1040 м 2

Современный дом из стекла и бетона, 960 м 2

Обзор проектов – преимущества и особенности

Дома в стиле барокко

Барочные резиденции относятся к загородному жилью элитного класса. Архитектурные ансамбли, выполненные в дворцовой стилистике, выделяются размерами, презентабельностью и большим количеством декора. Современные проекты особняков в классическом стиле барокко не ставят целью дословно воспроизвести каноны 17 века, но основные принципы здесь присутствуют.

Архитектурные особенности

  • Как правило, частные дома в барочном стиле имеют 2-3 этажа, высокий цоколь, широкое крыльцо с округлыми ступенями. Фигурные балюстрады задают постройкам внешний ритм. Прямоугольные или арочные окна обозначены рельефными наличниками.
  • Обязательные элементы: профилированные карнизы, лепнина, пилястры, скульптурные композиции, колонны и полуколонны (с резьбой или рустованные). Фасады домов барокко отличаются сложным орнаментом, насыщенным завитками, гирляндами, арабесками.
  • В цветовой гамме преобладают светлые оттенки: бежевые, песочные, кремовые, серые, голубые. Каноническое сочетание с белоснежными колоннами, белыми оконными рамами и лепниной придает особняку торжественный облик.

Фасады домов в стилистике барокко

Одноэтажное здание небольших размеров, оформленное колоннами и лепниной, выглядит не очень величественно. Поэтому обязательное условие дизайна барочных домов – наличие второго этажа или мансарды.

Достаточная площадь фасада позволит красиво разместить основные элементы декора:

  • пилястры
  • рельефные карнизы
  • сандрики
  • рустовые камни
  • балюстрады

В зависимости от материала декор делят на тяжелый и легкий.

Тяжелый производят из натурального гранита, мрамора, песчаника, а также из бетона в качестве бюджетной альтернативы. Легкий изготавливают из полиуретана и стеклофибробетона.

В отделке коттеджа в стиле барокко применяются также гипсовые изделия, но реже, т.к. они очень хрупкие и требуют большого мастерства при монтаже.

Планировка и этажность

Дворцовая архитектура масштабна, планировочные решения предусматривают целый набор помещений презентационного и приватного характера:

  • просторный холл,
  • гостиная – малая для семейного общения и большая для приемов,
  • столовая с обеденной группой на 10-12 персон,
  • рабочий кабинет,
  • отдельная библиотека,
  • спальные комнаты с присоединенными гардеробными, будуарами и санузлами,
  • зимний сад.

В выбранном дизайне даже коридор работает на создание парадности.

Двухэтажный дом в архитектуре барокко строят по принципу атриума, чтобы вторым светом и высокими потолками подчеркнуть внушительные размеры.

Выдержанный в духе барокко дом с мансардой может иметь несколько обособленных помещений под крышей – для каждой из частей здания. Со стороны фасадов мансарду украшают балюстрадами и скульптурами.

Визуальное единство композиции

Загородный дом в барочном оформлении – это всегда целый комплекс, куда входят:

  • беседки,
  • СПА-центр,
  • крытая оранжерея,
  • гараж,
  • коттеджи для прислуги и охранников.

При проектировании их часто объединяют переходами, галереями, колоннадами. Чтобы архитектурный ансамбль воспринимался цельно, на вспомогательных постройках повторяют декор и цветовые решения главного здания.

Заказ проекта элитного особняка

В нашем портфолио представлены красивые особняки, спроектированные в стиле барокко. Трехэтажный дворец с мансардой уже реализован.

Разработка концепции требует от архитекторов известного опыта, чтобы логично увязать насыщенную внешнюю эстетику с удобством внутренней планировки.

Заказать для себя индивидуальные проекты домов барокко Вы можете у архитекторов бюро «ТопДом». Ниже один из примеров.

В стиле московского барокко: утвержден предмет охраны палат Сверчкова

Мосгорнаследие утвердило предмет охраны для палат купца Сверчкова. Двухэтажное здание из красного кирпича на белокаменном подклете со сводами возвели на рубеже XVI−XVII веков. Это один из сохранившихся памятников допетровской светской архитектуры. Здание расположено по адресу: Сверчков переулок, дом 8, строение 3. Его фасады оформлены в стиле московского барокко. Специалисты отмечают, что оформление фасадов появилось при переустройстве палат в 1680 году.

«Палаты в Сверчкове переулке — уникальный памятник допетровской гражданской архитектуры. В Москве сохранилось лишь несколько палат рубежа XVI–XVII столетий. После проведения исследований специалисты включили в предмет охраны ценные элементы фасадов и интерьеров, формирующие исторический облик палат. Помимо архитектуры, интересна и история дома. Например, во второй половине XVIII века палаты Сверчковых были проданы под ремесленную школу и Каменный приказ. Это ведомство контролировало исполнение “Государственного плана застройки Москвы”», — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Изначально здание принадлежало купцу Сверчкову, который жил там со своими тремя сыновьями. У дома был большой пруд и сады (до наших дней они не сохранились), а за ними располагалась построенная на средства купца Успенская церковь, выходившая на улицу Покровку. Ее разрушили в 1930-х годах.

Читать еще:  Кирпич для облицовки дома половинчатый

В 1680 году облик купеческих палат кардинально изменился. Их площадь увеличили в три раза за счет двухэтажной кирпичной пристройки. Автор проекта неизвестен. Фасады дома украсили в стиле московского барокко. В XVIII и XIX столетиях палаты находились в частной собственности. Их неоднократно перестраивали, однако оформление фасадов в стиле московского барокко и планировка дома сохранились.

Ряды окон декорированы килевидными наличниками. На стенах здания можно увидеть парные полуколонны, а также карнизы и ширинки (квадратное или прямоугольное углубление в стене, оформленное многоступенчатой рамкой). Эти и другие архитектурные элементы вошли в предмет охраны.

Ценными были признаны и детали интерьера, датированные XVII–XIX веками. Среди них кафельная печь XIX столетия, а также лепной декор комнат. Это пилястры, филенки, лепные потолочные карнизы и розетки, широкие наличники дверей с лепными десюдепортами (декоративная композиция, расположенная над дверью), маскароны.

В 1970-е в здании провели комплексную реставрацию. Сегодня там размещается Государственный российский дом народного творчества имени В.Д. Поленова.

Палаты Сверчкова — объект культурного наследия федерального значения. Здание находится под охраной государства. Любые реставрационные работы в нем могут проводиться только с учетом утвержденного предмета охраны по согласованному Мосгорнаследием проекту и под контролем специалистов ведомства.​

Проекты домов в стиле барокко

Общую площадь загородного дома подсчитывают как общую площадь квартиры (СНиП 2.08.01-89), то есть, по сумме площадей всех помещений. Для балконов и крылец при этом используются различные понижающие коэффициенты. Площади помещений с наклонными стенами (под скатами кровли) — также подсчитываются с понижающими коэффициентами, в зависимости от угла уклона кровли.

Площадь застройки — это площадь под домом. Это площадь пятна, на котором размещен дом. Площади террас, не связанных конструкциями с домом, в площадь застройки на входят.

Высота от земли до верхней точки конька кровли. Отдельные шпили, флюгеры, антенны — могут быть выше высоты в коньке.

Состав семьи выдвигает определенные требования к количеству спален, жилых комнат. Жилой комнатой мы считаем как те, что названы автором проекта «спальнями», так и те, что названы «кабинет», «десткая» или «гостевая». Гостиная и кухня не включаются в количество жилых комнат. Также мы не включаем в жилые комнаты помещения, помеченные автором как «технические» или как «кладовые».

Спальня может быть небольшой, даже 5-6м². Но она обязательно должна иметь окно, а также место, достаточное для размещения кровати взрослого человека, с размером кровати не менее 2,1×0,9м.

Неутепленное помещение над жилым этажом, как правило под кровельными скатами.

Деревянный кирпич — уникальный материал из массива древесины, исключает использование клеевых составов при производстве и монтаже деревянного кирпича, имеет прямоугольное сечение, паз-гребнь на верхней и нижней плоскостях, шип-паз на торцевых плоскостях. Имеет высокое качество обработки поверхностей, отсутствие перерубов и чашек, небольшой вес и размер. Имеет наименьшую степень деформации из всех деревянных стеновых материалов, благодаря своим небольшим геометрическим пропорциям. Изготовлен из сухой древесины.

Подробнее о материале строительства «деревянный кирпич» читайте в статье.» >

Волнистые листы оцинкованной или неоцинкованной стали с выпуклыми волнами, имитирующими ряды керамической черепицы. Окрашиваются на заводе в различные цвета. Листы имеют ширину от 1,0м до 1,2м, и длину от 2,0м до 6,0м.

Небольшое помещение под домом, как правило, без окон. Если площадь этого помещения меньше половины площади вышерасположенного этажа, то это — погреб.

Это проект, все рабочие чертежи которого имеются в наличии на момент заказа проекта. То есть альбом чертежей уже закончен, и может быть выдан строителям как руководство к действию. Готовый проект может быть предоставлен без инженерных разделов, или вовсе их не иметь. При этом, как правило, все основные узлы ввода-вывода инженерных коммуникаций в дом прорисованы в рабочих чертежах основного проекта (называемого раздел/альбом «АС» или «АР»). Чертежи по фундаментам готового проекта, как правило, рассчитаны на наиболее распространенные грунты Европейской части РФ, и требуют проверки по геологическим условиям конкретного участка строительства.

Это пакет строительных конструкций, готовый к монтажу на стройплощадке. В него входят стеновые, кровельные и перегородочные материалы, а также материалы для перекрытий. Домокомплект может быть смонтирован как представителями завода-изготовителя, так и сторонней строительной организацией. Обычно в домокомплект не входит фундамент, так как тип фундамента сильно зависит от условий конкретного участка застройки. Размеры упакованного домокомплекта предполагают перевозку стандартными грузовиками с длиной кузова от 11 до 13м.

Такой проект не продается как отдельный альбом чертежей. Имеется конкретная строительная фирма, готовая выполнить все строительные работы по этому проекту. Она располагает рабочими чертежами этого проекта. Фиксированная цена строительства включает все работы и материалы общестроительного цикла. В эту фиксированную цену включен определенный тип фундамента, стен, кровли и наружней отделки. Как правило, фиксированная цена не включает доставку материалов на объект.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector