1clean-house.ru

Строительный журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Траншея для канализации откосы

1 . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 . Технологическая карта составлена на производство работ по устройству внутриквартальной (безнапорной фекальной) канализации из полиэтиленовых (ПЭ) труб диаметрами 160 и 225 мм. Соединение труб выполняется на раструбах с резиновыми уплотнителями и сваркой.

1.2 . В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

подготовка основания траншеи;

установка канализационных колодцев;

соединение ПЭ труб;

укладка ПЭ труб в проектное положение;

обратная засыпка траншеи.

1.3 . Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ (ППР) и с целью ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ и организацией труда.

1.4 . При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации и приспособления.

2 . ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . К началу работ по устройству канализации из ПЭ труб должны быть выполнены следующие работы:

геодезическая разбивка трассы;

обозначены (отшурфлены) пересекаемые или находящиеся в зоне работы действующие подземные коммуникации;

доставлены на стройплощадку канализационные колодцы, ПЭ трубы, механизмы и приспособления;

2.2 . Земляные работы следует производить в соответствии с требованиями глав СНиП III -8-76 «Земляные сооружения», СНиП 30 -74 «Водоснабжение, канализация и теплоснабжение», СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».

2.3 . После отрытия траншеи выполняются работы по устройству основания под укладку ПЭ труб в соответствии с проектом.

2.4 . Если проектом не предусматривается устройство искусственного основания, ПЭ трубы надлежит укладывать на естественный грунт неразрушенной структуры, при этом трубы по всей длине должны плотно прилегать к основанию.

2.5 . Устанавливаются канализационные колодцы монтажным краном соответствующей грузоподъемности.

2.6 . При соединении ПЭ труб на раструбах с резиновыми кольцами работы выполняются в следующей последовательности:

трубы опускаются краном к месту работы и раскладываются вдоль траншеи;

осуществляется соединение труб;

количество раскладываемых труб должно определяться сменной выработкой и расстоянием между колодцами.

2.7 . Соединение ПЭ труб раструбом с резиновыми кольцами в траншее следует производить последовательно от трубы к трубе. Соединение труб выполняется натяжным устройством, разработанным НИИМосстроем и СКБ «Мосстрой» (раб. чертежи № 5164/4 и 5164/3), или с помощью рычага. Ситуационный план прокладки фекальной канализации, схемы соединений ПЭ труб и организации рабочего места приведены на листах 1 — 5 .

2.8 . При соединении ПЭ труб посредством сварки работы выполняются в следующей последовательности:

трубы раскладываются на бровке вдоль траншей;

свариваются стыки труб;

сваренная плеть опускается на дно траншеи и укладывается в проектное положение.

ПРИМЕЧАНИЕ. Сваренные плети сбрасывать в траншею не разрешается.

2.9 . Сваривается плеть с использованием комплекта монтажных сварочных приспособлений конструкции НИИМосстрой и СКБ «Мосстрой» (раб. чертеж № 3911/2А).

2.10 . Комплект монтажных приспособлений включает:

Схема контактной сварки, техническая характеристика монтажного приспособления и схемы организации работ приведены на листах 6, 7, 8, 9.

2.11 . Перед укладкой ПЭ трубы должны подвергаться тщательному осмотру с целью выявления дефектов: трещин, подрезов, рисок и других механических повреждений глубиной более 5 % толщины стенки. При обнаружении дефектов трубы отбраковываются. Овальность ПЭ труб при укладке канализационных сетей не должна превышать 0,02 диаметра трубы.

ПРИМЕЧАНИЕ. Трубы с большей овальностью (до 6 %) допускаются к укладке, однако при этом больший их диаметр следует располагать в вертикальной плоскости.

2.12 . Перед укладкой пластмассового трубопровода дно траншеи должно быть спланировано по проектному уклону. Трубопровод, уложенный на дно траншеи, должен выравниваться по оси (в вертикальной плоскости) и закрепляться путем подсыпки грунта и его подбивки вокруг трубопровода с последующим его уплотнением.

2.13 . Монтаж узлов в колодцах должен производиться одновременно с прокладкой трубопровода.

2.14 . Сваренная плеть должна опускаться в траншею одним автокраном (или двумя) при помощи специальных «полотенец». Схема организации работ — см. листы 8 — 9 .

2.15 . При обратной засыпке пластмассовых трубопроводов над верхом трубопровода следует делать защитный слой толщиной 30 см из мягкого местного грунта, не содержащего твердых и острых включений (щебня, камней, кирпичей и др.). При этом применение ручных и механических трамбовок непосредственно над трубопроводом не допускается.

Схема организации работ приведена на листе 10.

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. При устройстве защитного слоя места соединений трубопровода следует оставлять незасыпанным.

2 . В зимнее время устройство защитного слоя должно производиться талым грунтом.

2.16 . Схема организации работ испытания трубопроводов приведена на листе 13.

2.17 . Другие варианты схем прокладки канализации и сборки ПЭ труб приведены на листах 11 , 12 .

2.18 . При работе с ПЭ трубами необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в СН 478-80 .

2.19 . Устройство внутриквартальной канализации диаметром 160 и 225 мм выполняется звеном рабочих, состав которого приведен в графике организации работ. Состав звена принят по ранее проводимым экспериментам, при разработке ППР должны уточняться.

2.20 . Калькуляция трудовых затрат приведена в табл. 2 .

2.21 . Операционный контроль качества работ по устройству внутриквартальной канализации из ПЭ труб выполняется в соответствии с требованиями СНиП III -1-76 «Организация строительного производства», инструкции СН-478-80 , инструкции СН 47-74 и ГОСТ 18599 -73. Схема операционного контроля приведена в табл. 3 .

2.22 . При производстве работ следует строго соблюдать требования СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве» и системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

3 . ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
(на один пролет — 40 пог. м)

Затраты труда — 5,92 чел.-дн.

Потребность в машинах — 0,378 маш.-см.

Стоимость затрат труда — 24,48 руб.

Затраты труда на 1 м уложенного трубопровода — 0,148 чел.-дн.

Стоимость затрат труда на 1 м уложенного трубопровода — 0,612 руб.

4 . МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

4.1 . Потребность в основных материалах и изделиях

Ширина траншеи при укладке трубопровода

Таблица 3.11

Ширина траншеи при укладке трубопровода

Диамето трубы мм

Полная ширина траншей понизу, м, при глубине заложения труб (до низа трубы), м

от 2 до 4

от 2 до 4

до 2 1

от 2 до 4

трубы металлические и асбестоце-ментные

трубы керамические

трубы железобетонные

150—200 250—350 400—450

500—600 700—800 900—1000

ше 4 м ширину траншеи увеличивают на 0,1 м на каждый метр глубины сверх 4 м. На горизонтальное или вертикальное крепление траншеи предусматривают увеличение ширины траншеи на 0,1 м, т. е. на толщину двух крепежных досок. В водоносных грунтах и плывунах в связи с необходимостью забивки шпунта ширину траншеи увеличивают на 0,2 м для каждого яруса шпунта.

При плотных грунтах и укладке труб на небольшой глубине траншеи разрабатывают с откосами. Ширину открытых выемок с откосами по дну траншеи принимают на 0,2 м меньше, чем для траншей с вертикальными стенками.

При устройстве сборных железобетонных коллекторов из укрупненных элементов для удобства заделки стыков и гидроизоляции боковых стенок коллектора между стенками траншеи и коллектором оставляют зазор до 0,5 м с каждой стороны.

Читать еще:  Кирпич с высоким водопоглощением

Необходимо учитывать, что с увеличением ширины траншеи увеличивается и вертикальная нагрузка на коллектор от земляной засыпки. Для увеличения сопротивления коллекторов раздавливающему действию вертикальных сил пространства (пазухи) между коллектором и стенками траншеи должны быть очень плотно заполнены чистым песком или тощим бетоном.

Траншеи с откосами и вертикальными стенками разрабатывают, как правило, механизмами, допуская недобор грунта на 0,1—0,2 м. Подчистка дна траншеи, а также разработка приямков под раструбы и муфты производятся непосредственно перед укладкой труб (см. § 34). После укладки труб приямки засыпают песком и тщательно уплотняют.

Чтобы избежать обрушения грунта и несчастных случаев, вертикальные стенки траншей раскрепляют горизонтальным и вертикальным креплением.

Для горизонтального крепления траншей рекомендуется применять инвентарную опалубку с металлическими распорами. При отсутствии инвентарных креплений применяют деревянные распоры, забиваемые между стойками. Для устойчивости распоры закрепляют кусками досок с выкружками (бобышками), прибиваемыми к стойкам (рис. 3.35, а).

Вертикальное крепление применяется при подвижных грунтах. Вертикальное шпунтовое крепление применяется при плывунах или при водоносных мелкозернистых грунтах. Шпунт из 50—75-миллиметровых досок забивается не менее чем на 0,75 м ниже дна траншеи. Шпунтовое крепление рекомендуется применять из металлических шпунтовых сван легкого плоского и корытного профиля с замком (ГОСТ 4681—55*).

Сваи массой до 500 кг и длиной до 10 м забиваются вибропогружателями ВПП-5 и ВПП-8.

Роторный траншейный экскаватор

Ро́торный транше́йный экскава́тор — траншейный экскаватор с роторным рабочим органом. Представляет собой экскаватор продольного копания: плоскость вращения ротора параллельна оси отрываемой траншеи (особняком стоя́т котлованные машины, представляющие собой экскаватор поперечного копания: плоскость вращения ротора перпендикулярна оси отрываемого котлована). Может являться прицепным оборудованием к трактору, конструироваться на основе тракторного шасси со значительной доработкой базовой машины либо использовать оригинальное шасси. Тягачи роторных траншейных экскаваторов, как правило, имеют гусеничный движитель. Рабочим органом роторного траншейного экскаватора является рама с закреплённым на ней ротором (или парой роторов), к которому крепятся рабочие элементы. В качестве рабочих элементов могут выступать ковши, скребки или резцы. Ротор может разрабатывать грунт путём копания или путём фрезерования. Возможно сочетание ротора с другими рабочими органами — плугом или шнеками (плужно-роторный и шнекороторный экскаватор) для использования машины в качестве каналокопателя. Ширина отрываемых траншей — от 0,2 метра, глубина — до 3,5 метров [1] [2] [3] .

Содержание

  • 1 Предназначение
  • 2 Классификация
    • 2.1 Индексы
  • 3 Устройство
  • 4 Роторные экскаваторы армейского назначения
  • 5 Дополнительное оборудование
  • 6 Траншейные и роторные экскаваторы
  • 7 История производства и производители
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература

Предназначение [ править | править код ]

Роторные траншейные экскаваторы, как и цепные, предназначены для отрывки траншей под укладку нефте- и газопроводов, магистралей, водопровода, канализации, силовых кабелей и кабелей связи. Они также могут использоваться в роли экскаваторов-дреноукладчиков (при дооборудовании автоматикой поддержания глубины и уклона дна траншеи, трубоукладчиком, бухтодержателем пластмассовых трубок). Некоторые типы роторных траншейных экскаваторов используются для отрывки осушительных канав, дренажных и оросительных каналов, кюветов и т. п. (экскаваторы-каналокопатели); в этом случае они дооборудуются рабочими органами для разработки откосов. Минимальная ширина траншей, отрываемых роторными экскаваторами, составляет 0,2 метра; глубина отрываемых траншей обычно невелика (до 3 метров) из-за быстрого роста габаритов и массы ротора вместе с ростом глубины отрываемой траншеи [1] [2] [4] [3] .

Классификация [ править | править код ]

Роторные траншейные экскаваторы подразделяются по следующим признакам:

  • по способу использования рабочего органа:
    • рабочие элементы размещены по ободу ротора (копающий рабочий орган);
    • рабочие элементы размещены на боковой поверхности ротора (фрезерующий рабочий орган);
  • по количеству рабочих органов:
    • один ротор;
    • два ротора;
    • ротор с дополнительными рабочими органами (плугом или шнеками);
  • по типу рабочих элементов:
    • ковшовый рабочий орган (роторные многоковшовые экскаваторы);
    • скребковый, резцовый или смешанный рабочий орган;
  • по назначению:
    • траншейные, предназначены для прокладки траншей;
    • дреноукладчики, используются для организации дренажа;
    • каналокопатели, используются для прокладки каналов (оросительных, осушительных) и кюветов;
  • по типу привода:
    • с механическим приводом;
    • с гидравлическим приводом;
    • с комбинированным приводом;
  • по способу соединения рабочего оборудования с ходовой частью:
    • навесные (без дополнительной опоры рабочего органа);
    • полуприцепные (рабочий орган опирается на тягач спереди и на дополнительную тележку сзади);
    • прицепные (рабочий орган имеет собственную ходовую часть и буксируется тягачом) [1][2] .
  • по типу ходового устройства:
    • на гусеничном ходу (большинство);
    • на пневмоколёсном ходу (некоторые машины армейского назначения) [5] .

Индексы [ править | править код ]

Советские и российские индексы роторных траншейных экскаваторов гражданского назначения имеют следующую структуру: ЭТР-XXYАА.

Сочетание ЭТР означает Экскаватор Траншейный Роторный. Устаревшими обозначениями являются ЭР (Экскаватор Роторный). Вслед за буквенным обозначением следует сочетание из 3 цифр, за которыми могут следовать буквы. Первые две цифры XX означают глубину копания в дециметрах, последняя цифра Y — номер модели; первая буква (А, Б, В…) означает очередную модернизацию, следующие буквы (С, Т, ТВ…) — климатическое исполнение. Таким образом, ЭТР-253А расшифровывается как «экскаватор траншейный роторный, глубина копания до 2,5 метров, третья модель, первая (А) модернизация».

Плужно-роторные экскаваторы-каналокопатели имеют обозначение вида МК-XX, где МК означает Мелиоративный Каналокопаль, цифры XX указывают порядковый номер по реестру, например, МК-23 [1] [2] [6] .

Обозначения отдельных старых моделей не соответствуют этой системе, например, роторные траншейные экскаваторы КГ-65.

Инженерная техника армейского назначения может иметь особые названия, например, БТМ (Быстроходная Траншейная Машина), ТМК (Траншейная Машина Колёсная) [5] и др.

Устройство [ править | править код ]

Роторный траншейный экскаватор является самодвижущейся землеройной машиной на гусеничном ходу с навесным, полунавесным или прицепным рабочим органом. В случае, когда экскаватор агрегируется к трактору, в трансмиссию базовой машины встраивается ходоуменьшитель. Рабочий орган представляет собой раму, на которой располагается вращающийся ротор (или два ротора). К ободу ротора или его боковой поверхности крепятся рабочие элементы, в качестве которых могут выступать ковши, скребки или резцы. Заглубление рабочего органа в траншею (и, при необходимости, создание требуемого усилия на рабочем органе: собственной массы рабочего органа может оказаться недостаточно для его заглубления) и его подъём производится с помощью гидроцилиндров либо системы рычагов или блоков.

У копающих роторных экскаваторов рабочие элементы располагаются по ободу ротора, и плоскость вращения ротора совпадает с плоскостью траншеи. В процессе работы ротор отрывает траншею с вертикальными боковыми стенками, профиль дна траншеи определяется формой рабочих элементов. Шнеко-роторные каналокопатели имеют дополнительную пару шнеков, расположенных под углом к ротору симметрично относительно оси траншеи; шнеки, вращаясь, разрабатывают откосы. У двухроторных (фрезерных) и плужно-роторных каналокопателей плоскость вращения ротора (роторов) составляет некоторый угол с вертикалью, и ротор разрабатывает откос канала своей боковой поверхностью методом, работая как фреза. При этом у двухроторных каналокопателей роторы расположен симметрично относительно оси траншеи, каждый из них разрабатывает свой откос; у плужно-роторных каналокопателей один из откосов разрабатывается ротором, второй — плугом.

Читать еще:  Водопоглощение керамического кирпича должно быть

В процессе работы машина движется вдоль оси отрываемой траншеи, ротор вращается (при рабочем ходе нижняя часть ротора движется в ту же сторону, что машина), рабочие элементы разрабатывают грунт и выносят его из траншеи вверх, где, вблизи верхней части ротора, происходит разгрузка грунта. У копающих экскаваторов грунт разгружается на ленточный транспортёр (или пару транспортёров) и выносится им в отвал сбоку от траншеи. У фрезерных каналокопателей ленточный транспортёр отсутствует, но роторы вращаются с высокой скоростью и с помощью выносных лопаток выбрасывают грунт на некоторое расстояние от бермы траншеи.

Заданная глубина копания обеспечивается изменением заглубления рабочего органа, управление скоростью загрузки ковшей для обеспечения оптимального использования мощности двигателя производится изменением скорости рабочего хода машины или скорости вращения ротора. Скорость вращения ротора ограничена условиями выгрузки грунта: при слишком большой окружной скорости вращения центробежная сила препятствовала бы выгрузке.

Для зачистки дна траншеи поверх основной рамы может устанавливаться дополнительная рама с зачистным башмаком, представляющим собой заострённый спереди клин. Зачистной башмак срезает неровности дна и подгребает грунт к рабочим элементам; он может также создавать в дне траншеи выемку, в которую укладывается кабель или труба. В конфигурации экскаватора-дреноукладчика на раме рабочего органа может располагаться также трубоукладчик и датчик автоматической системы поддержания уклона дна [1] . Также на раме могут располагаться откосообразователи для разработки откосов. Шнековые откосообразователи устанавливаются на рамах шнекороторных экскаваторов, откосообразователи плужного типа — на рамах плужно-роторных экскаваторов [2] [4] [7] .

Роторные экскаваторы армейского назначения [ править | править код ]

Для инженерных войск был построен ряд машин, предназначенных для отрывки траншей и котлованов и представляющих собой роторный траншейный экскаватор. Некоторые из этих машин обладают рядом особенностей.

Машина типа БТМ (Быстроходная Траншейная Машина) является роторным траншейным экскаватором на базе тяжёлого артиллерийского тягача АТ-Т, выпускавшаяся с 1957 года Дмитровским экскаваторным заводом. Серийно выпускались модификации БТМ-3, БТМ-4М и модель для гражданских нужд БТМ-ТМГ [8] .

Машины типа ТМК (Траншейная Машина Колёсная) представляют собой роторный траншейный экскаватор на базе пневмоколёсного тягача КЗКТ-538, выпускавшиеся Дмитровским экскаваторным заводом с 1975 года. Впоследствии производились их модернизированные версии ТМК-2 на базе пневмоколёсного тягача КЗКТ-538ДК [9] [5] .

Котлованные машины типа МДК (Машина Дорожная Котлованная) и её модификации МДК-2, МДК-3 представляют собой роторный экскаватор поперечного действия с фрезерным рабочим ротором. Боковая поверхность ротора представляет собой фрезу, ось ротора перпендикулярна оси отрываемой траншеи. При движении машины ротор разрабатывает грунт по всему своему диаметру, грунт извлекается из траншеи и с помощью лопаток, размещённых на роторе, выбрасывается по одну сторону от траншеи в отвал на расстоянии до 10 метров, образуя бруствер. Глубина и ширина отрываемой траншеи составляет 3,5 метра. В полный профиль траншея отрывается за несколько проходов. Экскаватор МДК является навесным оборудованием к тягачу АТ-Т, экскаватор МДК-3 — к тягачу МТ-Т [10] .

Дополнительное оборудование [ править | править код ]

Роторные траншейные экскаваторы, особенно армейского назначения, могут дополнительно оборудоваться бульдозерным отвалом, что позволяет выполнять планирование участка перед отрывкой траншеи, засыпа́ть траншею после укладки в неё кабелей и осуществлять другие работы и превращает экскаватор в универсальную машину. Возможно агрегирование и с другим дополнительным оборудованием [5] [8] [10] .

Траншейные и роторные экскаваторы [ править | править код ]

В сравнении с траншейными цепными экскаваторами, роторные экскаваторы более высокий КПД и бо́льшую производительность, поскольку равномерность вращения ротора выше и условия выгрузки грунта лучше. Однако при равной глубине отрываемой траншеи роторные экскаваторы имеют более значительную массу и габариты, так как при увеличении глубины траншеи размеры роторного рабочего органа растут быстрее, чем цепного. По этой же причине максимальная глубина траншей, отрываемых машинами с роторным рабочим органом (обычно в пределах 3,5 метров), существенно ниже, чем у машин с цепным рабочим органом (до 8 метров) [1] [3] .

История производства и производители [ править | править код ]

Первые опытные роторные траншейные экскаваторы в СССР типа КГ-65 были созданы Дмитровским экскаваторным заводом незадолго до начала войны. В 1950-х годах они были заменены моделью ЭТР-152, а затем (с 1957 года) быстроходной траншейной машиной БТМ. Московский экспериментально-механический завод с 1950-х годов начал производство роторных траншейных экскаваторов для прокладки газопроводов. Первой выпущенной стал ЭР-2 на базе значительно доработанного трактора С-80; экскаватор оснащался ротором с 14 ковшами и отрывал траншею глубиной 1,7 метров и шириной 0,85 метров.

В 1960-х годах производство роторных траншейных экскаваторов освоено Брянским заводом ирригационных машин, Брянским заводом дорожных машин (ставшим основным производителем экскаваторов этого типа) и Брянским заводом дорожных машин. В те же годы Мозырский завод мелиоративных машин освоил производство роторных экскаваторов и экскаваторов-каналокопателей [9] .

Крутизна откосов траншей

Наименование грунтаНаибольшая допустимая крутизна откосов при глубине траншеи, м
в сухих грунтахв водонасыщенных грунтах
до 1,51,5 – 3,03,0 – 5,0до 5
Насыпной63º 1:0,545º 1:138º 1:1,2538º 1:1,25
Песчаный гравелистый63º 1:0,545º 1:145º 1:138º 1:1,25
Супесь76º 1:0,2556º 1:0,6750º 1:0,8545º 1:1
Суглинок90º 1:063º 1:0,553º 1:0,7545º 1:1
Глина90º 1:076º 1:0,2563º 1:0,545º 1:1

Размер траншеи поверху определяют по формуле

Расчет объемов работ ливневой канализации

Рассчитывают следующие объемы работ:

1. Объем растительного слоя;

2. Объем траншеи;

3. Объем недобора грунта в траншее (объем ручной доработки);

4. Объем Основания под тело трубы;

5. Количество труб ливневой канализации;

6. Количество стыков;

7. Количество смотровых колодцев;

8. Количество дождеприемных колодцев;

9. Количество труб веток присоединения( водоотводных труб);

10. Объем ручной засыпки ;

11. Объем механизированной засыпки;

12. Объем лишнего грунта;

13. Объемы на заделку стыков железобетонных безнапорных раструбных труб;

14. Объемы на заделку стыков асбоцементных труб( веток присоединения)

15. Объемы для устройства смотровых колодцев;

16. Объемы для устройства дождеприемных колодцев.

В первую очередь для выбора рационального отряда дорожных машин при производстве земляных работ подсчитывают объем работ, включающий строительство временного водоотвода (если это необходимо), снятие растительного слоя, разработку траншеи для размещения подземных сетей. Толщину растительного слоя назначают от 0,15 до 0,30 см. При этом необходимо учитывать, что растительный грунт может быть частично использован при дальнейшем озеленении. При подсчете объемов земляных работ необходимо учитывать способ разработки траншеи, ширину дна траншеи, глубину заложения, диаметр трубы, а также минимальное расстояние между сетями (при совмещенной прокладке сетей).

Читать еще:  Водопоглощение кирпича гост 7025

При расчете количества грунта необходимо учитывать количество грунта на засыпку траншеи с учетом диаметра трубы и требуемого коэффициента уплотнения. В случае размещения траншеи под проезжей частью улицы местный грунт не пригоден для засыпки траншеи, его необходимо вывезти, а засыпку траншеи производить песком, с поливом его водой.

После определения объемов земляных работ (объем растительного слоя, объем грунта при разработке траншеи, объема грунта на засыпку траншеи и объема грунта на его вывозку) определяют объемы работ по устройству основания (песчаный, щебеночный или цементобетонный), количество труб для прокладки канализации, количество колец для устройства смотровых колодцев и количество труб для веток присоединения. Для этого необходимо знать протяженность трубопровода, расстояние между дождеприемными и смотровыми колодцами [ 8] , конструкции смотровых и дождеприемных колодцев (рис.4.5, 4.4).

Далее определяют объемы работ по заделке стыков между трубами согласно сборнику № 21 [17]. Находим по справочнику [18] массу элементов трубопровода и коллектора, массу колец для смотровых и дождеприемных колодцев.

Рассчитывают следующие объемы работ.

1. Объем растительного слоя Vр.с.

где L∙- длина дороги (длина ливневой канализации);

Ввширина траншеи по верху;

hр.с.— толщина растительного слоя.

Для расчета объема траншеи определяют среднюю глубину траншеи, в связи с тем, что ливневая канализация является безнапорной и укладывается с уклоном. Ориентировочный уклон траншеи определяют:

Средняя глубина траншеи равна:

; (5.8)

где Hmin — минимальная глубина траншеи определенная из условий размещения ливневой канализации по глубине (табл. 5.3);

Hmax — максимальная глубина траншеи, рассчитывается из экономических соображений.

Для самостоятельной работы Hmax принимаем равной 5м.

Тогда объем траншеи будет равен:

где Vгеом. — геометрический объем траншеи;

Vр.с. — объем растительного слоя;

Vнедоб. — объем недобора грунта при разработке траншеи экскаватором.

(5.10)

(5.11)

где — ширина по верху на границе верха недобора;

hнедоб. — толщина слоя недобора грунта.

; (5.12)

3. Определяем объем основания под тело трубы

; (5.13)

где Восн. — ширина основания по верху;

hосн. — толщина основания.

4.Определяем количество труб (Nтр.) ливневой канализации:

; (5.14)

где Lтр. — длина трубы (5 м);

5. Определяем объем ручной засыпки (Vр.з.)

(5.15)

где — ширина ручной засыпки по верху;

hр.з. — толщина ручной засыпки; hр.з.= D+2с+0,5м

r — внешний радиус трубы;

Котн. упл.— коэффициент относительного уплотнения.

6.Определяем объем механизированной засыпки (Vм.з.)

; (5.16)

где hм.з. — толщина слоя механизированной засыпки;

Коэффициент относительного уплотнения отн.упл.), назначается в зависимости от коэффициента уплотнения (Купл.) равного 0,95 и вида грунта, Котн.упл. принимаетсяпо СП34.13330-2012 в зависимости от Купл. и вида грунта

7. Определяем объем лишнего грунта (V л.г..)

V л.г.. = V осн.+ Vтр. (5.17)

где Vтр.— объем занимаемый трубой;

Vтр. = пr 2 . L (5.18)

8.Определяем количество стыков труб (Nстык)

Nстык = Nтр. — 1 (5.19)

9. Определяем количество смотровых колодцев (Nск)

Nск. = L/ Lс.

где Lс. — расстояние между смотровыми колодцами

Расстояние между смотровыми колодцами назначается по таблице 5.3.

Диаметр трубопровода, мм200-450500-600700-9001000-14001500-2000Свыше 2000
Расстояние между смотровыми колодцами, м(Lс.)

Диаметры круглых колодцев и ширину прямоугольных колодцев следует принимать в зависимости от диаметра трубопровода ливневой канализации по таблице 5.4

Диаметр трубопровода, ммДо 600800-1000
Диаметр круглых колодцев, мм
Ширина прямоугольных колодцев, мм1300-1500

10. Определяем дождеприемных колодцев (Nд.к.)

где N — количество дождеприемных колодцев в оном поперечнике

(см. рис. 1.1-1.3 для заданного варианта)

11.Определяем количество труб веток присоединения (Nтр. в. пр..)

Ветки присоединения устраиваются из азбоцементных труб длиной 3-4 метра диаметр которых устанавливается в зависимости от диаметра смотрового колодца:

при диаметре смотрового колодца 1000мм — диаметр трубы 100мм

при диаметре смотрового колодца 1500мм — диаметр труб 200-300мм

при диаметре смотрового колодца 2000мм — диаметр труб 400мм

Диаметры круглых колодцев и ширину прямоугольных колодцев следует принимать в зависимости от диаметра трубопровода ливневой канализации по таблице 5.4

Диаметр трубопровода, ммДо 600800-1000
Диаметр круглых колодцев, мм
Ширина прямоугольных колодцев, мм1300-1500

Количество труб веток присоединения определяют согласно заданию в зависимости от представленного поперечного профиля городской улицы (по заданному варианту см. рис.1.1-1.3), от количество поперечников по длине улицы(количество поперечников определяют в зависимости от диаметра ливневой канализации табл.5.3,расстояния между дождеприемными колодцами по длине дороги, ширины дорожных покрытий и длины одной трубы.

Пример : Длина дороги -5000м, диаметр ливневой канализации-800мм, в поперечном профиле две проезжие полосы каждая по15м шириной,между проезжими полосами разделительная полоса -6м,длина ветки присоединения-3м.

1. Количество поперечников( -расстояния от колодца до колодца по длине дороги согласно таблицы 5.3 состовляет-100м) составит-50шт.;

2.Количество дождеприемных колодцев в одном поперечнике-4, по два колодца на каждой полосе

3.Длина веток присоединия в одном поперечнике состовляет-30м

4.Количество труб веток присоединения в одном поперечнике -10шт.

5.Количество труб веток присоединения по всей длине дороги-500шт.

6.Количество смотровых колодцев -50шт.

Рис. 5.2. Схема расположения ливневой канализации на улице:

а – при двустороннем (дублированном) размещении; б – при

одностороннем водостоке; 1, 3 – разделительные зеленые

полосы; 2 – тротуар; 4 – проезжая часть; 5 – водоприемный

колодец; 6 –ветки присоединения (водосточные ветки) (последовательное присо-

единение водосточных веток); 7 – то же, параллельное; 8 –

продольный водосток; 9 – смотровой колодец

12.Определяем количество материалов необходимых для заделки стыков железобетонных безнапорных раструбных труб ливневой канализации на весь объем и на захватку согласно сборнику № 21 [17].

13. Определяем количество материалов необходимых для заделки стыков асбоцементных труб ( труб веток присоединения) ливневой канализации на весь объем и на захватку согласно сборнику № 21 [17]

14. Определяем количество материалов необходимых для строительства смотровых и дождеприемных колодцев на весь объем и на захватку согласно сборнику № 21 [17].

Все расчитанные объемы работ сводят в таблицы Затем определяют сменные объемы работ. Для сменных объемов расчитывают потребности в машинах,оборудовании,рабочих по профессиям и разрядам.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты