1clean-house.ru

Строительный журнал
20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Информатика определение времени падения кирпича с крыши дома

Лабораторная работа 13. Реализации линии алгоритмизации и программирования на основе школьных алгоритмических языков в рекомендованных учебниках информатики.

Цели:

1) изучить цели и задачи изучения основ алгоритмизации в школьном курсе информатики;

2) изучить роль рассматриваемой темы в решении общеобразовательных задач базового курса информатики, связанных с формированием алгоритмической культуры учащихся;

3) изучить методические особенности изучения базовых понятий алгоритмизации;

4) изучить системы учебных исполнителей и их использование в обучении алгоритмизации;

5) изучить методику ознакомления учащихся с темой «алгоритмизация и программирование».

Программные средства к занятию:

1. Алгоритмика (ИНТ). Рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для V-VII классов.

2. Система учебных исполнителей: программно-методический комплекс по курсу информатики «Основы алгоритмизации» («Кенгуренок», «Пылесосик»); программно-методическая система для изучения алгоритмизации и функционирования компьютера «Учебные роботы».

3. Пакет КуМир. Исполнители «Робот», «Чертежник».

4. Пакет учебных программ «Учебник» для курса А.Г. Гейна. Исполнители «Чертежник», «Манипулятор».

5. Пакет ПС по курсу «Роботландия».

1. Основные понятия для составления тезауруса:

— свойства алгоритма (понятность, точность, конечность, дискретность, массовость);

— СКИ, среда исполнителя;

— величина – имя, тип, значение;

— алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл;

— формальное исполнение алгоритмов;

2. Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем смысл формального исполнителя?

2. Чем отличается режим непосредственного управления от программного управления?

3. Можно ли утверждать, что любая последовательность действий является алгоритмом? Обоснуйте ответ, приведите пример или контрпример.

4. Можно ли утверждать, что для любой задачи может быть разработан алгоритм? Обоснуйте ответ, приведите пример или контрпример.

5. По приведенным ключевым словам сформулируйте определение алгоритма.

6. Ключевые слова: детерминированная, исполнитель, последовательность, преобразование, вычислительный, действие, процесс, результат.

7. Можно ли считать приведенную последовательность действий алгоритмом: «Пойди туда, не знаю, куда. Принеси то, не знаю, что»? Ответ обоснуйте с точки зрения свойств алгоритма.

8. Определить роль и место учебного материала по алгоритмизации в базовом курсе информатики.

9. Рассмотреть цели и задачи изучения основ алгоритмизации в школьном курсе информатики.

10. Выявить базовые понятия алгоритмизации, определить этапы, формы и методы их формирования.

11. Определить логическую последовательность изучения базовых понятий.

12. Установить связи и отношения между выделенными понятиями.

13. Определить уровни формирования базовых понятий.

3. Решите задачи по алгоритмизации:

1. Назвать исполнителей следующих видов работы: уборка мусора во дворе, перевозка пассажиров, выдача заработной платы, прием экзаменов, сдача экзаменов, обучение детей в школе. Попробуйте сформулировать СКИ для каждого из этих исполнителей.

2. Придумать своего исполнителя и описать его по схеме: среда, СКИ (как отдаются, как выполняются, «НЕ МОГУ»).

3. Описать исполнителя «Графопостроитель», который с помощью «пера» строит в декартовой системе координат изображение на бумаге с нанесенной масштабной сеткой.

4. Определить полный набор данных для решения следующих задач обработки информации:

— вычисление стоимости покупок в магазине;

— вычисление суммы сдачи от данных вами продавцу денег;

— определение времени показа по телевизору интересующего вас фильма;

— вычисление площади треугольника;

— определение времени падения кирпича с крыши дома;

— определение месячной платы за расход электроэнергии;

— перевод русского текста на итальянский язык;

— перевод итальянского текста на русский язык.

4. Решите задачи в системе КуМир:

1. Нахождение минимума и максимума двух, трех, четырех данных чисел без использования массивов и циклов.

2. Нахождение всех корней заданного квадратного уравнения.

3. Нахождение наибольшего общего делителя двух натуральных чисел (алгоритм Евклида).

4. Запись натурального числа в позиционной системе с основанием меньшим или равным. Обработка и преобразование такой записи числа.

5. Решите задачи в системе ЛогоМиры:

1. Реализуйте данную программу на компьютере. Дайте название полученному рисунку. Оденьте Черепашку соответственно.

б) ВП 20 ЛВ 45 ВП 20 ПР 45 ВП 40 ПР 45

в) ВП 20 ЛВ 45 ВП 20 ПР 90 ВП 70 ПР 90

г) ВП 20 ЛВ 45 ВП 20 ПР 45 ВП 40 ПР 45

д) ВП 20 ЛВ 45 ВП 20 ПР 90 ВП 70

Название ________________ Рисунок (Схематично) ______________

2. Используя датчик случайных чисел организуйте игру «Разноцветный экран».

3. Составить программу, которая задает 10 примеров на умножение и выставляет оценку.

4. Создайте проект, состоящий из 5 заданий. За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. На последнем листе выставляется оценка за проект, равная количеству набранных баллов:

1 лист: нарисовать снежинку;

2 лист: нарисовать куб;

3 лист: спросить длину прямоугольника, ширину.

Вычислить площадь. Вывести все значения в

соответствующие текстовые окна.

Нарисовать соответствующий прямоугольник.

5. Составить программу, рисующие олимпийские кольца:

Курсовая работа по курсу «Совершенствование методики преподавания базового курса информатики и ИКТ в школе». Тема: Методика изучения темы: «Алгоритмы» (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

В образовательном стандарте базового курса по информатики и ИКТ основное содержание по линии алгоритмизации определяется через следующие понятия:

-алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов;

-исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд);

-компьютер как формальный исполнитель алгоритмов;

-основные алгоритмические конструкции (следование, ветвление, повторение);

-разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм;

-алгоритмы работы с величинами (тип данных, ввод и вывод данных).

Изучение алгоритмизации начинается с введения понятия алгоритма. Понятие алгоритма относится к исходным математическим понятиям, поэтому не может быть определено через другие, более простые понятия. Из-за этого определение алгоритма в школьных учебниках по информатике отличается большим разнообразием. Вот некоторые из них:

В учебнике И. Г. Семакина и др. алгоритм определяется как последовательность команд, управляющих работой какого-либо объекта, и далее дается более строгое определение – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

В учебнике А. Г. Кушниренко алгоритм определяется как программа, записанная на специальном школьном алгоритмическом языке.

В учебнике Н. Д. Угриновича алгоритм вводится как чёткое описание последовательности действий.

В обыденной жизни дети не встречаются с этими понятиями дословно, но они находят применение алгоритмов в различной деятельности человека, о чем важно сообщить детям на первом же уроке и подтвердить это примерами. Вводя понятие алгоритма, учителю следует акцентировать внимание учащихся на том, что алгоритм всегда составляется с ориентацией на исполнителя алгоритма. На мой взгляд, для этого хорошо подходит определение, приведенное в учебнике И. Г. Семакина и др.

Так как одной из особенностей курса «Алгоритмизация и программирование» является его практическая направленность, то понятие исполнителя алгоритма следует вводит на основе практических примеров из жизни учащихся. Основным исполнителем на начальном моменте изучения темы должен быть человек. Ученики сами должны выступить в роли исполнителей не сложных алгоритмов, например рисование окружности при помощи циркуля. В зависимости от класса в котором изучается данная тема задачи для исполнителя могут быть и сложнее: найти корень квадратного уравнения, построить вписанную в треугольник окружность, и т. д.

Читать еще:  Дырчатый кирпич для крыши

Основной характеристикой исполнителя, с точки зрения управления, является система команд исполнителя (СКИ). Это конечное множество команд, которые понимает исполнитель, т. е. умеет их выполнять. Для знакомства с СКИ можно дать ученикам такой алгоритм, который они заведомо не смогут выполнить. После этого должно следовать закрепление данного понятия на основе задач определения СКИ у различных исполнителей.

СКИ определяет первое свойство алгоритма – понятность, то есть алгоритм может включать в себя только команды, входящие в СКИ. Он не должен быть рассчитан на принятие исполнителем самостоятельных решений, не предусмотренных составителем алгоритма.

После свойства понятности следует свойство точность. Опять же можно привести несколько примеров алгоритмов, которые выполняются не точно. Вот один из них: кулинарный рецепт можно рассматривать как алгоритм для исполнителя-повара по приготовлению блюда. Но если одним из пунктов в нем будет написано: «Положить несколько ложек сахара», то это пример неточной команды. Сколько ложек? Каких ложек (чайных, столовых)? Каждый повар может это понимать по-своему, и результаты будут разными. Пример точной команды: «Положить 2 столовые ложки сахара».

Еще одно свойство, которое отражено в определении алгоритма – конечность. Оно формулируется так: исполнение алгоритма и, следовательно, получение искомого результата должно завершиться за конечное число шагов. Здесь под шагом подразумевается выполнение отдельной команды. В данном случае это свойство отражает ситуации, когда алгоритм «зацикливается» и не дает результата. Такой алгоритм бесполезен, учащиеся должны научится отличать эти алгоритмы.

Еще одно свойство алгоритма дискретность. «Дискретность состоит в том, что команды алгоритма выполняются последовательно, с точной фиксацией моментов окончания выполнения одной команды и начала выполнения следующей». Требование последовательного выполнения команд заложено в определении алгоритма, но, на мой взгляд, на данном свойстве нужно заострить внимание. Не каждый ребенок сможет выделить его из определения алгоритма.

«Свойство массовости выражается в том, что алгоритм единым образом применяется к любой конкретной формулировке задачи, для решения которой он разработан». От свойства массовость легко перейти к такому понятию как исходные данные. По сути, это свойство можно назвать универсальностью алгоритма по отношению к исходным данным решаемой задачи. Данное свойство не является необходимым свойством алгоритма, а скорее определяет качество алгоритма: универсальный алгоритм лучше неуниверсального (алгоритм решения частной задачи – тоже алгоритм!). Следует указать учащимся на то, что исполнителю всегда необходимо иметь исходные данные с которыми он будет работать (деньги, продукты, детали, таблицы чисел и т. п.). Например, исполнителю, решающему математическую задачу нужна исходная числовая информация, которая обычно задаётся в условии. Если вам нужно найти номер телефона нужного человека, то исходными данными будут фамилия человека, его инициалы, телефонная книга, а иногда ещё и домашний адрес, так как Ивановых или Петровых с одинаковыми инициалами может оказаться в телефонной книге несколько.

Если все данные свойства выполняются, то исполнитель выполняет алгоритм формально. Это означает, что при выполнении алгоритма исполнитель строго следует командам и не какого творчества с его стороны быть не может. Отсюда следует вывод о возможности создания автоматических исполнителей. Таким автоматическим исполнителем по обработке информации является компьютер. Дети сами могут назвать таких автоматических исполнителей: роботы, станки с автоматическим управлением, автоматическая стиральная машина и так далее.

После того как все свойства алгоритма разобраны следует их закрепить при помощи задач. Для этого полезно рассмотреть с учениками несколько заданий следующего содержания:

1) выполнить роль исполнителя: дан алгоритм, формально исполнить его;

2) определить исполнителя и систему команд для данного вида работы;

3) в рамках данной системы команд построить алгоритм;

4) определить необходимый набор исходных данных для решения задачи.

В качестве примера задачи первого типа можно использовать алгоритм игры Баше, рассматриваемый в учебниках. Правила игры определены так: в игре используются 7, 11, 15, 19 предметов. За один ход можно брать 1, 2 или 3 предмета. Проигрывает тот игрок, который берет последний предмет. Предлагается алгоритм выигрыша для первого игрока. После того как ученики поиграли в эту игру по тем правилам, что описаны в учебнике, можно предложить им несколько заданий аналитического характера на тему игры Баше. Задания могут быть предложены в качестве домашней работы.

Теперь рассмотрим пример задания второго типа.

Задача: Описать систему команд исполнителя «Геометр», который мог бы выполнять геометрические построения с помощью циркуля и линейки.

Решение. Ученикам знаком класс задач, которые в геометрии называются задачами на построение с помощью линейки, циркуля и карандаша. Полной системой команд для исполнителя «Геометр» является следующий список:

1. Провести отрезок прямой между двумя данными точками.

2. Установить раствор циркуля, равный длине данного отрезка.

3. Установить ножку циркуля в данную точку.

4. Провести окружность.

5. Выделить общие точки двух линий (пересечения или касания).

Необходимо обратить внимание учеников на элементарность каждой команды. Делить их на более простые не имеет смысла.

При построении СКИ ученики должны решать две проблемы: проблема элементарности команд и проблема полноты системы команд. Система команд исполнителя называется полной, если она содержит весь минимально-необходимый набор команд, позволяющий построить любой алгоритм в том классе задач, на который ориентирован исполнитель.

Отрешения предыдущей задачи можно перейти к задачам третьего типа. Оставив исполнитель и СКИ прежними ученикам можно дать такую задачу: «Записать для исполнителя Геометр алгоритм построения окружности, для которой задан её диаметр отрезком АВ».

Данный переход способствует лучшему восприятию задачи, так как ученики уже знакомы с исполнителем и его СКИ.

Решение: установить ножку циркуля в т. А;

установить раствор циркуля, равный АВ;

провести окружность установить ножку циркуля в т. В;

выделить точки пересечения окружностей: т. Сит. D;

провести отрезок CD;

выделить точку пересечения АВ и CD: т. О;

установить ножку циркуля в т. О;

установить раствор циркуля, равный ОВ;

С учениками необходимо проанализировать данную задачу на соответствие свойствам алгоритма. Учеников следует подвести к такому выводу: «данный алгоритм удовлетворяет всем основным свойствам: понятности, точности, конечности; благодаря чему может исполняться формально».

Читать еще:  Как обложить крышку кирпичом

Задания четвертого типа относятся к проблеме постановки задач на построение алгоритмов. Для выполнения требуемой работы – решения данной задачи – необходим не только алгоритм, но и полный набор исходных данных. Это могут быть какие-то материальные объекты (например, детали для сборки устройства; продукты для приготовления блюда и пр.) или информация (числовые данные для расчетов). Вот пример задачи на определение полного набора данных.

Задача: Определить полный набор данных для вычисления времени падения кирпича с крыши дома.

Ответ: высота дома, ускорение свободного падения.

1.3 Обучение методам построения алгоритмов

Главной целью раздела алгоритмизации является овладение учащимися структурной методикой построения алгоритмов. Традиционно применяемым дидактическим средством в этом разделе являются учебные исполнители алгоритмов. Главным достоинством учебных исполнителей является: ясность для ученика решаемых задач, наглядность процесса работы в ходе выполнения программы. Как известно, дидактический принцип наглядности является одним из важнейших в процессе любого обучения.

Муниципальное учреждение «управление образования администрации городского округа прохладный кбр» Учебно-методический кабинет Семинар

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРОХЛАДНЫЙ КБР»

Урок информатики в 9 классе

«Использование цифровых образовательных ресурсов при изучении темы

«Понятие алгоритма. Алгоритмы.

Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов».

Протокол заседания ГМО № 3 от 25.02.2011 г.

Руководитель ГМО _________________ Брагиш Л.Н.

образовательная: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению знаний путем коллективной и самостоятельной практической деятельности по формированию представления у учащихся о понятии алгоритма, описанию его свойства, формированию понятий исполнителя и системы команд исполнителя;

развивающая : обеспечить развитие у школьников навыков, способствующих развитию памяти, логического мышления и применению имеющихся знаний и умений ;

воспитательная : формирование информационной культуры, умений и навыков коллективного и самостоятельного овладения знаниями.

Дидактические основания урока:

методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемный;

тип урока : урок изучения нового материала;

формы учебной работы учащихся : фронтальная работа, индивидуальная работа.

наличие класса ПК, медиапроектор, экран, раздаточные материалы, модем.

браузер, ЦОР Единой Образовательной Коллекции к учебнику «Информатика-базовый курс», 8-9 классы под редакцией И.Г.Семакина, Л.А.Залоговой, С.В.Русакова, Л.В.Шестаковой; глава 5 «Управление и алгоритмы», § 28 «Определение и свойства алгоритма» .

«Информатика-базовый курс», 8-9 классы под редакцией И.Г.Семакина, Л.А.Залоговой, С.В.Русакова, Л.В.Шестаковой,;

«Контроль знаний по информатике» под редакцией Л.П.Панкратовой, Е.И.Челак.

Организационный момент 2 мин

Актуализация опорных знаний 3 мин

Получение и усвоение новых знаний 20 мин

самостоятельная работа с ЦОР 15 мин

объяснение учителя 5 мин

Закрепление изученного материала, коррекция знаний 10 мин

Итог урока, домашнее задание 5 мин

1-2. Организационый момент. Актуализация опорных знаний учащихся . Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы «Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов.» При изучении информатики в начальной школе вы уже познакомились с понятием алгоритма, учились составлять, записывать и исполнять алгоритмы. На данном этапе, опираясь на ваши знания, мы будем изучать эту тему более глубоко. Итак, цель нашего сегодняшнего урока- расширение и углубление знаний по теме «Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов.». Но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним определение алгоритма. В своей жизни мы встречаемся с различными практическими задачами: например, решение уравнения, покупка продуктов и т.д., при решении любой задачи человек выполняет некоторую последовательность действий. Восстановите в своей памяти понятие «алгоритм», связав его с только что услышанными примерами. ( Ответы учащихся ). Обобщение учителя . Алгоритм – это определенная конечная последовательность действий для достижения конкретной цели . Сейчас вы будете работать самостоятельно за компьютерами. Вы познакомитесь с учеными, которые стояли у истоков алгоритмов, узнаете, почему алгоритм так называется, познакомитесь с понятием «исполнитель алгоритма» и со свойствами алгоритмов. При этом вам предлагается также самостоятельно выполнить конспект изученного материала за 15 минут.

3. Получение и усвоение новых знаний

3. 1 Самостоятельная работа учащихся за компьютерами с ЦОР «История возникновения и равития понятия «алгоритм»»( /dlrstore/88093ab9-6a3e-4bc6-8d5d-9b7434d8416b/9_31.swf ), «Исполнители алгоритмов» ( /dlrstore/ef6533fd-06d1-4b38-9498-ac58430f845e/9_33.swf ),

«Свойства алгоритмов» ( /dlrstore/58e9a0c3-11df-4c94-a5eb-b0a7b359ea35/9_32.swf ) из главы 5 «Управление и алгоритмы», § 28 «Определение и свойства алгоритма».

3.2 В материале, предлагаемом вам для изучения, отсутствует такое свойство алгоритмов, как массовость. Предлагаю записать в тетрадях это последнее свойство. Массовость — это возможность использовать алгоритма для решения задач определенного класса.

Вопрос к учащимся «Как вы думаете, почему это свойство не было отражено в общем перечне свойств алгоритмов?» ( Ответ . Массовость – это не обязательное, а желательное свойство алгоритмов, т.к. существуют алгоритмы, которые удовлетворяют всем остальным свойствам, но разработаны для решения одной конкретной задачи, например, управление космическим кораблем, моделирование определенных опытов по химии или физике).

Подведение итога изученного учителем

Исходные данные для решения задачи .

4. Закрепление изученного материала

Работа с исполнителем( дидактический материал раздается учащимся; задания проектируются на экран).

4.1. Есть исполнитель «Арифмометр», который понимает следующие команды:

— взять число N (занести в память число N),

— умножить (перемножаются занесённые в память последние два числа),

— сложить (складываются занесённые в память последние два числа),

— вычесть (вычисляется разность занесенных в память последних двух чисел),

— результат (вывести результат)

Например, в результате выполнения алгоритма:

получим ответ 40, так как 5*(10-2)=40 .

Какой результат будет получен при выполнении приведённого ниже алгоритма?

Дайте объяснение своему ответу (приведите формулу для вычисления).

4.2. Почему приведённые ниже алгоритмы для исполнителя «Арифмометр» не могут быть выполнены (какие свойства алгоритма нарушены)?

А) – взять число 4,

Задания проектируются на экран.

4.3. Можно ли считать приведенную последовательность действий алгоритмом? Ответ обосновать с точки зрения свойств алгоритмов. Последовательность действий : «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю, что» .( Ответ: нет, это не алгоритм, т.к. отсутствуют свойства: результативность, точность).

4.4 . Ответить на вопросы, обосновав свое мнение , используя знания о свойствах алгоритмов.

Является ли кулинарный рецепт в полном смысле слова алгоритмом? (Нет, т.к.при одинаковых исходных данных можно получить различный результат).

Является ли инструкция по эксплуатации стиральной машины алгоритмом?

( Нет, т.к. последовательность действий при эксплуатации машины может быть разной).

Являются ли алгоритмом надписи, что-либо запрещающие или разрешающие ( Нет, т.к. отсутствует свойство дискретности )

Можно ли считать правила кодирования алгоритмом? ( Да, т.к. кодирование осуществляется по строго определенным правилам, что всегда приводит к результату).

Можно ли утверждать, что если последовательность действий допускает произвольное толкование, то она не является алгоритмом? ( Да, т.к. нарушается свойство точности).

Итог урока, домашнее задание

Учитель: «Что вы сегодня узнали на уроке?» (Ответы учащихся)

Учитель: » Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили материал урока. В течение 2 мин вам предлагается выполнить тест.

Читать еще:  Крыша односкатная с откосами

Ответы учащихся на вопросы теста с последующей самопроверкой (материалы для вопросов теста взяты из коллекции ЦОР: файл 9_7. swf ).

Правильные ответы теста высвечиваются на экране.

Учащиеся сообщают о своих результатах.

Учитель подводит итог работы учащихся на уроке и выставляет оценки.

Домашнее задания: § 4 выучить, ответы на вопросы параграфа + каждому ученику распечатанный лист, упражнения выполнить письменно. Инструктаж по выполнению д/з.(Вопросы для д/з взяты из файла ЦОР 9_196. doc ).

1. Запишите исполнителей для приведённых ниже видов работ:

Уборка мусора во дворе –

Перевозка пассажиров в поезде –

Выдача заработной платы –

Приём экзаменов в школе –

Сдача экзамена в университете –

Набор текста на компьютере –

Приготовление еды в ресторане —

2. Определите полный набор данных для решения следующих задач обработки информации:

а) вычисление стоимости покупок в магазине

б) вычисление суммы сдачи от данных Вами продавцу денег

в) определение времени показа по телевизору интересующего Вас фильма

г) вычисление площади треугольника

д) определение времени падения кирпича с крыши дома

е) определение месячной платы за расход электроэнергии

ж) перевод русского текста на итальянский язык

з) перевод итальянского текста на русский язык

3. Есть исполнитель «Перевозчик», который перевозит через реку волка, козу и капусту. Напишите алгоритм перевоза через реку волка, козы и капусты, если СКИ «Перевозчика» содержит 5 команд: ВЗЯТЬ КОЗУ, ВЗЯТЬ ВОЛКА, ВЗЯТЬ КАПУСТУ, ВЫСАДИТЬ, ПЕРЕПЛЫТЬ . В лодку может поместиться только один предмет или животное. Нельзя оставлять на берегу одних волка с козой и козу с капустой.

Презентация на тему «Язык программирования Паскаль» 11 класс

Код для вставки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация на тему «Язык программирования Паскаль» составляет примеры программ,в которых нужно вычислить среднее значение, вычислить время падения кирпича с крыши дома в секундах, программа запрашивает высоту дома в метрах.

Краткое содержание

  1. Структура программы
  2. Процедуры ввода-вывода
  3. Ветвление
  4. Циклы с условием
  5. Циклы с пред- и постусловием

Для проведения урока учителем

Содержание

Язык программирования Паскаль (Pascal)

Комплекс опорных конспектов и практических занятий г. Новокузнецк, МБНОУ «Гимназия № 59»

Содержание

  • Структура программы (опорный конспект: типы данных, процедуры ввода-вывода)
  • Процедуры ввода-вывода (пример учебной программы)
  • Ветвление(опорный конспект)
  • Циклыс условием (опорный конспект)
  • Циклы с пред- и постусловием (пример учебной программы)

Опорный конспект

Целый: IntegerВещественный: Real

Varx, y: Integer ;k, z: Real ;

Язык программирования Паскаль (Pascal)

Пример учебной программы «Процедуры ввода-вывода. Работа с экраном»

Составить программу вычисления среднего значения. Цифры для текста подсказок задать const, значения заданий задать с клавиатуры. Вывод оформить в виде:

Лабораторная работа № 1

Ученика(цы) 9 класса …

  • Задание 1 (баллов): _
  • Задание 2 (баллов): _
  • Задание 3 (баллов): _

Математическое описание

  • r – номер работы (const)
  • kl – номер класса (const)
  • b1 – балл 1 задания
  • b2 – балл 2 задания
  • b3 – балл 3 задания
  • <Формулы>sr = (b1+b2+b3) / 3
  • <Описание выходных переменных>sr – среднее арифметическое баллов

Пример программы (без оформления)

Program Lr1;Uses Crt;Const r = 1; kl = 9;Var b1, b2, b3: Integer;sr: Real;BeginClrscr;Readkey;End.Write (‘Задание 1 (баллов): ‘);Readln(b1);Write (‘Задание 2 (баллов): ‘);Readln(b2);Write (‘Задание 3 (баллов): ‘);Readln(b3);Writeln(‘Лабораторная работа № ‘, r);Writeln(‘Ученика ‘, kl, ‘ класса …’);Writeln (‘Фамилия’);Writeln (‘Имя’);sr := (b1+b2+b3)/3;Writeln (‘Средний балл: ‘,sr:0:2);

Переписать текст программы в тетрадь.

Пример программы (с оформлением)

Program Lr1;Uses Crt;Const r = 1; kl = 9;Var b1, b2, b3: Integer;sr: Real;BeginClrscr;Readkey;End.GotoXY(15, 11); Write (‘Задание 1 (баллов): ‘);Readln(b1);GotoXY(15, 13); Write (‘Задание 2 (баллов): ‘);Readln(b2);GotoXY(15, 15); Write (‘Задание 3 (баллов): ‘);Readln(b3);GotoXY(30,2); Writeln (‘Лабораторная работа № ‘, r);GotoXY(30,4); Writeln (‘Ученика ‘, kl, ‘ класса …’);GotoXY(35,6); Writeln (‘Фамилия’);GotoXY(45,8); Writeln (‘Имя’);sr := (b1+b2+b3)/3;GotoXY(20, 22); Writeln (‘Средний балл: ‘,sr:0:2);

Набрать программу в среде Pascal.

Задача: Напишите программу, запрашивающую высоту дома h (в метрах), и вычисляющую время падения кирпича t (в секундах) с крыши этого дома по формуле.

Вместо многоточия впишите необходимые имена переменных и формулу вычисления.

Блок-схему и текст программы переписать в тетрадь.

Язык программирования Паскаль (Pascal)

Опорный конспект «Ветвление»

Ветвление

Ветвление – процесс, который реализуется по одному из двух направлений, в зависимости от выполнения определенного условия.

  • Условный оператор:

Различают два вида оператора:

  1. полный условный оператор;
  2. неполный условный оператор.
  • Выбор

Формат неполного условного перехода.

Формат полного условного оператора.

Для записи условий используются следующие знаки отношений.

Помимо простых условий можно в программе использовать и составные (сложные) условия.

Для их записи используются связки:

  • AND – и; OR – или; NOT – нет.
  • условие –6 2;
  • на языке Pascal: IF (x 2)Then…

Выбор

Для ситуаций, где имеется несколько (три и более) альтернатив.

Формат оператора выбора:

Case переменная ofЗначение 1: оператор1 ;Значение 2: оператор2 ;…Else оператор4;end ;

Задать число (от 1 до 4-х). По порядковому номеру числа, определить , какое время года. (1-зима; 2-весна; 3-лето; 4-осень).

Case x of1: writeln (‘Зима’);2: writeln (‘Весна’) ;3: writeln (‘Лето’);4: writeln (‘Осень’) ;end;

Язык программирования Паскаль (Pascal)

Опорный конспект «Циклы с условием».

Цикл с предусловием

while условие do begin<тело цикла>end;

  • можно использовать сложные условия.

Ввод неизменяющихся переменных (при наличии в исходных данных).

Сравнение параметра с конечным значением.

  • условие пересчитывается каждый раз при входе в цикл
  • если условие на входе в цикл ложно, цикл не выполняется ни разу
  • если условие никогда не станет ложным, программа зацикливается

Сколько раз выполняется цикл, определите значение а или b?

a:= 4; b:= 6;while a b do a:= a + 1;

a:= 4; b:= 6;while a Слайд 21

Замена for на while

for i:=1 to 10 dobegin<тело цикла>end;

i:= 1;while i = b do begin<тело цикла>i:= i — 1;end;

Замена while на for возможна только тогда, когда можно заранее рассчитать число шагов цикла.

Замена цикла for на while возможна всегда.

Цикл с постусловием

Цикл с постусловием – это цикл, в котором проверка условия выполняется в конце цикла.

  • тело цикла всегда выполняется хотя бы один раз
  • после слова until («до тех пор, пока не…») ставится условие ВЫХОДА из цикла

Сколько раз выполняется цикл, определите значение а или b?

a:= 4; b:= 6;repeat a:= a + 1; until a > b;

a:= 4; b:= 6;repeat a:= a + b; until a > b;

a:= 4; b:= 6;repeat a:= a + b; until a Слайд 25

Язык программирования Паскаль (Pascal)

Пример учебной программы «Циклы с пред- и постусловием».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector